Вы находитесь: ГлавнаяСтатьиБоярышник

Боярышник

Боярышник

В честь Самхуина, праздника начала и конца, сегодня мы исследуем самое священное из деревьев — боярышник.

В западной практике травничества или в современном друидизме мало деревьев, столь загадочных, как священный боярышник. И это первое из священных деревьев, включенное в традиционный Огам, хотя я хочу расширить наши знания об этом дереве. Благодаря своим маленьким терпким ягодам, прекрасным белым или розовым цветам и колючему защитному стволу это дерево вошло в сердца и сказки во многих частях мира. И, конечно же, это дерево обладает огромной силой в это священное время.

Помню, как в детстве я бежал через рощу боярышника за домом. Боярышники здесь, как и во многих лесах, функционируют как подлесковые деревья, поэтому они растут во втором ярусе леса, а местами лес был заросший ими. Мы собирали яблоки с яблонь на холме и клали их в шипы боярышника как «подношения» деревьям, чтобы они могли позволить нам пройти в лес, который, как мы считаем, был другим царством. Мы собирали шипы и втыкали их в грязь или песок в нашей песочнице, чтобы создать мини-рощицы из колючих деревьев, собственную страну чудес. Сейчас, изучая древние предания о боярышнике, я удивляюсь тому, как наши детские инстинкты и интуиция часто оказываются правы.

Став взрослым, я был бы рад встретить боярышник в полном объеме, готовый и ожидающий урожая. В детстве я сначала оставлял подношение в шипах этого дерева (яблоко, кусок хлеба, песню на моей флейте), а затем собирал боярышник (плоды) с дерева или с земли — они готовы. когда они они падают, когда вы их выбираете. Многие деревья, когда вы работаете с ними, отдают некоторые из своих даров, просто находясь рядом с ними, собирая с них урожай, вдыхая их или сидя рядом с ними. Боярышник всегда оказывал на меня такое влияние: когда мое сердце было разбито, сбор цветов, а затем их подготовка просто успокаивали мое больное сердце. Пойдемте со мной в рощу боярышника!

О Боярышнике

Боярышник ( Crataegus spp ) имеет множество народных названий, включая терн, терновник, майское дерево, белоцветник, быстроцветок, майский цветок, быстрынь, хлебно-сырное дерево, Хуат, женское мясо, майский куст, дерево целомудрия. По словам травника Грива, «быстрые» сроки происходят от его способности быстро расти; Название «еж» происходит из-за ее способности создавать эффектные живые изгороди (подробнее ниже), а «уайтторн» - из-за ее светлой окраски. Латинское слово, обозначающее дерево, crataegus, происходит от греческого kratos твердость (дерева) и akis острый, что позволяет предположить, что у этих деревьев острые и крепкие шипы. Деревья боярышника представляют собой целый ряд подвидов, которые обычно имеют немного разное время цветения и созревания ягод; почти все они взаимозаменяемы в травничестве и магической практике. Его ареал охватывает большую часть Северной Америки, а также встречается в Азии и по всей Европе. Не все разновидности являются деревьями, некоторые представляют собой довольно крупные кустарники, из которых получаются хорошие живые изгороди. Однако у всех есть свои загадочные шипы — секрет медицины и магии боярышника.

Деревья боярышника являются важной частью экосистемы: весной они служат нектарником для насекомых, а также служат пищей и убежищем для многих птиц и млекопитающих. Поскольку плоды боярышника опадают очень поздно и некоторые из них могут оставаться на деревьях даже зимой, дрозды и кедровые свиристели поедают их и разносят ягоды через помет. Некоторые мотыльки и бабочки питаются исключительно нектаром и листьями боярышника.

Боярышник издавна был растением для живой изгороди; немецкое слово «Боярышник» — «Хагедорн»; хау — также старое слово, обозначающее живую изгородь. Боярышник, особенно в Великобритании, густо высаживали в живых изгородях по границам полей; хотя на протяжении веков ее использовали для этой цели, в 18 и 19 веках , когда были приняты новые законы об фехтовании, живая изгородь стала еще более заметной. Именно от этих живых изгородей, полных лекарственных и магических растений, произошел термин «живая ведьма». Что касается использования боярышника человеком, то он имеет очень твердую и устойчивую к гниению древесину, поэтому в США его часто использовали для изготовления столбов и ручек заборов, а в некоторых случаях даже для гравюр и резьб по дереву. М. Грив сообщает, что древесина корня боярышника также имеет мелкую структуру и хорошо обрабатывается, поэтому древесину корня используют для изготовления декоративных коробок и расчесок. Древесный уголь боярышника настолько хорош, что, по-видимому, его использовали в чугунных печах для получения «кокса» для производства стали — хотя, учитывая строгие запреты на его резку или сжигание, я удивлен, что кто-то стал использовать его для получения древесного угля!

Сбор урожая боярышника

Для приготовления лекарств вместе с ягодами можно собирать цветы и листья. Конечно, если собрать цветы, ягод не будет, так что выбор всегда есть! Вы можете использовать ножницы или просто руки, чтобы собрать листья и цветы. Помните, что многие боярышники, особенно на стадии цветения, являются домом для множества насекомых. Встряхните ветки и внимательно проверьте цветы и листья, прежде чем сушить их, настойивать и т. д. Пусть жизнь, которая живет в цветах, останется снаружи, чтобы получить благословение боярышника!

Позже в этом сезоне ягоды боярышника созревают — в зависимости от сорта, либо в сентябре, либо в октябре (если вокруг много деревьев боярышника, вы сможете собирать урожай в течение 1-2 месяцев прямо с разных деревьев!) Боярышники, как яблоки, отдавайте их боярышник (плоды), когда они будут готовы — когда вы слегка потянете за боярышник и он созрел, он легко сойдет с дерева, а вместе с ним, вероятно, и другие. Если вы потянете за боярышник и почувствуете сопротивление, вернитесь позже, и плод будет готов. Или все это может лежать на земле, и это также прекрасное место, чтобы собрать его. Когда они полностью созреют, они начинают в большом количестве падать на землю. При сборе урожая боярышник бывает самых разных форм и размеров: более крупные, размером с крабовое яблоко, и крошечные, размером не больше кончика мизинца. Боярышники могут быть красного (наиболее распространенного), желтого и черного (наименее распространенного) сортов.

С точки зрения сбора урожая некоторые деревья боярышника более «дружелюбны», чем другие, то есть на их ветвях меньше шипов. Я встречал деревья, которые просто не заинтересованы в том, чтобы их собирал человек — у них много шипов на ветвях, и они колют вас ими, когда вы протягиваете руку. Лучше найти более красивое дерево боярышника — многие из них весьма симпатичны, если вы дадите им яблоко или что-нибудь в качестве подношения!

После сбора урожая проверьте ягоды боярышника на наличие червей. В ягодах боярышника часто есть маленькие червячки (опять же, зависит от дерева), поэтому мне проще всего использовать толкушку (например, толкушку для квашеной капусты, твердую деревянную) на деревянной разделочной доске. Я разбиваю ягоду легким постукиванием, смотрю, нет ли внутри червей, удаляю семена, а затем сушу, настойку или что-то еще. Если есть червивые кусочки, я просто удаляю их и использую оставшуюся часть семени. Обязательно нужно удалить из ягоды косточку — семена, как и семена яблок и вишен, содержат цианид.

Боярышник в травоведении

Боярышник — это дерево Марса. Также дистиллированная вода цветов «останавливает слабость» (в переводе = защищает от проказы) и вытягивает шипы или занозы. Если семена раздавить и сварить в вине, это полезно при «внутренних болях» (что говорит само за себя). 

Физическое исцеление сердца. Более современные знания западного травничества признают, что боярышник — одна из величайших трав на планете, используемых для исцеления сердца — как физического, так и эмоционального. Боярышник действует как тропорестимулятор, то есть при длительном приеме он оказывает долгосрочное восстанавливающее действие на сердце и систему кровообращения — он лечит сердце и помогает ему лучше функционировать. В отличие от многих традиционных средств, боярышник широко изучен в алеопатической (современной) медицине, поэтому его использование подкреплено научными исследованиями. Его используют при высоком кровяном давлении, где он снимает напряжение и помогает расширить кровеносные сосуды, позволяя крови течь более свободно. Он усиливает сердцебиение и способствует выравниванию ритма сердца. Ягоды обладают противовоспалительным и антиоксидантным действием.

Боль в горле и воспаление: Цветы и ягоды обладают вяжущим действием, по мнению М. Грива, и поэтому полезны в отварах при болях в горле (особенно влажных, липких и воспаленных, учитывая противовоспалительные свойства боярышника).

Успокаивающие горячие излишки: Боярышник оказывает мощное нервное действие, успокаивая сердце и успокаивая горячие излишки. Травник Дэвид Уинстон использует боярышник для клиентов с СДВГ, чтобы немного успокоиться, показывая, что боярышник успокаивает дух. Травник Шон Донохью использует его при астме, вызванной стрессом. В каждом из этих случаев мы видим боярышник, оказывающий успокаивающее действие на нервы и сердце. В целом, боярышник улучшает и поднимает настроение. В своей книге Cherokee Herbal Гаррет сообщает, что чероки также использовали боярышник в качестве расслабляющего средства.

Эмоциональное исцеление сердца. С эмоциональной и духовной стороны боярышник — отличная трава для исцеления сердца. Травник Джим Макдональд также использует его, чтобы помочь людям создать собственное эмоциональное пространство. Как говорил Джим Макдональд, примерно в любой момент, когда у вас разбито сердце, вы можете буквально почувствовать, как ваше сердце болит и ранено, и в рамках этого, чтобы предотвратить дальнейшую боль, вы закрываетесь/сжимаете себя и не желаете снова открыться. Боярышник помогает нам исцелиться от такого рода эмоционального ущерба — мы можем видеть это на самом дереве, которое бесплатно предлагает свои лекарства, но также создает защитное пространство своими шипами. Таким образом, боярышник обеспечивает энергетическую/эфирную защиту сердца и помогает нам создать собственное пространство.

Боярышник — чудесное дерево, помогающее охранять и исцелять сердце. Вы можете использовать это энергетически или физически. По словам Джима Макдональда, это может быть так же просто, как носить с собой пакетик боярышника или натирать настойкой сердце. Это может быть ежедневный ритуал или аффирмация, которая поможет вам осознать свои намерения. Вы можете использовать его при эмоциональных проблемах, армии эмоционального тела, эмоциональной гиперопеке. Дэвид Уинстон говорит, что боярышник успокаивает сердце и дух, особенно успокаивая дух, когда на дух легко влияет то, что происходит вокруг человека (из-за этого он использует его для лечения СДВГ/СДВ).

С точки зрения приготовления лекарств из боярышника наиболее полноценным лекарством является соединение цветков, листьев и ягод в настойке; также можно делать отвары из ягод; чай с листьями; настойка; травяной уксус; глицерат; эликсир; гидрозоль (цветки); сироп; и продукты питания (консервы, желе, джемы).

  • Чаи: Для приготовления чаев (настоев и отваров) из боярышника используйте листья и цветки или очищенные от семян ягоды. Для получения сильного лекарства залейте листья и цветки кипятком, настаивайте 10–20 минут и пейте (с медом, если хотите!). Для ягод доведите воду до кипения, добавьте ягоды и варите под крышкой не менее 20 минут (в зависимости от того, целые они или раздавленные перед сушкой).
  • Сиропы: боярышник измельчить и залить 1 литром воды. Кипятите около часа, затем процедите ягоды. Уварите до 1 стакана, затем добавьте подсластитель по вашему выбору (мед, кленовый сироп).
  • Эликсиры: Настойка на бренди с медом или кленовым сиропом; Эликсиры с такой же концентрацией, как и обычная настойка.
  • Паста: порошок ягод боярышника можно превратить в пасту или пастилки с небольшим количеством меда. Разложите его, скатайте в комок и ешьте, как захотите!
  • Шнапс из боярышника: настойка свежих ягод в водке низкой крепости (80 градусов) для приятного напитка!
  • Настой беременных при преэклампсии: боярышник, крапива, лист малины и овсяная солома: действует как тропорестимулятор печени и может применяться уже в 1-м триместре .

Боярышник в легендах и преданиях

Предания коренных американцев

В этой серии одной из моих главных целей было изучить, как деревья, такие как боярышник, работают в условиях Северной Америки. К сожалению, в индейской литературе о боярышнике мало что можно найти (что удивительно, учитывая, насколько известно это растение в большинстве других частей мира, где оно растет). Одна из немногих историй, которые мне удалось найти, была такая: легенда Чиппева «Почему у дикобраза есть иглы» , где на дикобраза охотится медведь, и ему нужна защита. Он берет ветки боярышника и кладет их себе на спину, и когда Медведь пришел его съесть, Медведь укололся шипами и пошел своей дорогой. Нанабожо, бог-обманщик, стал свидетелем того, что произошло, и был впечатлен тем, как Дикобраз обманул Медведя. Он взял ветки и шипы боярышника, очистил их, чтобы они стали белыми, затем намазал немного глины на спину Дикобраза и добавил шипы. С тех пор Дикобраз был защищен от тех, кто хотел его съесть, например, от Волка или Медведя. В другой сказке, легенде Сенаки , птица (в образе женщины) ищет свою пару. Она поет мужчинам на берегу реки и в конце концов останавливается на семенах, которые можно есть. В этой истории боярышник — это то, что съедает медведь, ее второй поклонник.

Единственная тема, которую я извлек из этих историй, — это «защитная» роль боярышника, которую мы, безусловно, видим в растении как в физическом, так и в медицинском отношении. Когда мы изучаем предания других частей мира, особенно Британских островов, вырисовывается более сложная картина.

Боярышник в кельтских преданиях

Боярышник как врата в потусторонний мир.  В преданиях многих сказок, характерных для кельтских островов, боярышник — это дерево-врата; то, что держит дверь между нашим царством и царством фей. Это ясно обсуждается в преданиях и литературе. Один из таких примеров (из многих) взят из «Сказочного дерева» сэра Сэмюэля Фергюсона, где группа девушек ускользает, чтобы потанцевать на холме с боярышником (волшебным деревом), пеплом и рябиной. Они замедляются, быстро засыпают и очарованы: «Ибо из воздуха наверху, из травянистой земли внизу, из рябин и старого Уайтхорна между ними Сила слабого волшебства дышит через их существа, и они тонут. вместе на зелени». Феи приходят к ним в гости (и я здесь не говорю о феях Уолта Диснея), а одну из их числа, Анну Грейс, забирают, и ее больше никогда не видят.

Магия сна . Как описано в приведенной выше истории, Боярышник обладает способностью усыплять людей. Это объяснено в другом рассказе Падрика Колума «Сын короля Ирландии» 1916 года. В этом рассказе сын короля Ирландии влюблен в женщину, Федельму. В какой-то момент истории после ее любви сын короля Ирландии засыпает и не просыпается. Она просит короля Страны Тумана сорвать ветку боярышника и усыпить ее тоже — она делает это, и для Часть истории заключается в том, что она спит, пока с ней ветка боярышника.

Ворота времен года: боярышник, наряду с другим очень священным деревом, рябиной или рябиной, традиционно цветет где-то около 1 мая или немного позже, для тех, кто живет в более холодном климате), а его ягоды созревают и опадают где-то в середине до конца октября. Это ставит силу дерева боярышника рядом с двумя важнейшими кельтскими праздниками: Белтайном, праздником плодородия весной и Самуинном, праздником последнего урожая, нового года, когда опадают его ягоды. Нормал Локьер (1909) отмечает связь этих деревьев с Белтейном и Самхуинном в Стоунхендже и другими британскими каменными памятниками, считающимися астрономическими . В истории о Томасе Рифме (рассказанной Дональдом Александром Маккензи в 1917 году в «Чудесных сказках из шотландских мифов и легенд») Королева фей приходит, когда «цветет молочно-белый боярышник, умащая воздух своим сладким ароматом».

Сказочное дерево и срезание шипа.  Как следует из приведенных выше историй, боярышник тесно связан с феей и считается их деревом. Сорвать или порезать одного из них вполне может вызвать их гнев, что ни в малейшей степени не является хорошей идеей. В рассказе Сэмюэля Фергюсона «Волшебный колодец Лагане» оратор находится в глубоком трауре и говорит: «Я уйду на Слимиш-Хилл, сорву сказочное дерево боярышника, и позволю духам творить свою волю, а они лишь откладывают воспоминания, которые до сих пор не дают покоя моему сердцу!»

В связанной истории в книге леди Франчески Сперанца Уайльд «Древние легенды, мистические чары и суеверия Ирландии » (1887) Уайльд рассказывает сказку под названием «Месть фей», в которой богатый фермер покупает землю и строит свой дом на сказочном холме. ; он срубает дерево боярышника на этом холме и навлекает на себя гнев фей. Феи начинают беспокоить их единственного сына, и в конце концов он умирает, а фермер разоряется. Дом медленно возвращается на землю, и феи снова танцуют там. Во втором рассказе леди Франческа снова обсуждает боярышник: «Их любимый лагерь и место отдыха — под деревом боярышника, и крестьянин скорее умрет, чем срубит один из древних боярышников, священных для фей, который обычно стоит на центр волшебного кольца».

Дерево сердца: леди Франческа Сперанца Уайльд также описывает традиционную ирландскую свадьбу . На этой свадьбе жених и невеста встречаются с гостями в поле под большим деревом боярышника, покрытым цветной тканью, и с тростниковыми свечами на ветвях. Эту сердечную связь можно увидеть пронизывающей лекарство и магию боярышника.

Возрождение друидизма и магических алфавитов: Коэлбрен и Огам

Было бы упущением, если бы я не обратил внимание на Дерево боярышника в традиции друидов. В «Барддасе» Иоло Морганвга (1862) Иоло представляет магический алфавит, называемый Кельбреном бардов, заимствованный из валлийского языка, и деревянную рамку, называемую пилльвидд, на которой можно вырезать буквы. Одно из деревьев, которое предлагает Иоло, — боярышник.

Боярышник, или Хуат, представляет букву Н в традиционном кельтском огаме. Существует множество интерпретаций боярышника — давайте взглянем на две из них. В «Руководстве друидизма» Джон Майкл Грир описывает боярышник. Его прямое значение для этого включает в себя: «Терпение, сдержанность, отступление. Время ожидания и планирования, а не действий. Препятствия, которые можно преодолеть. Успех после задержки. Временные препятствия». В перевернутом положении все наоборот: «Неуместное действие, поспешность, когда требуются терпение и планирование. Риск неудачи. Вам нужно остановиться и пересмотреть свое мнение» (с. 82). В обоих этих случаях мы видим, что боярышник связан либо с правильным временем, преодолением препятствий, либо с действием в неподходящее время. Здесь на ум приходит греческое понятие «кайрос», которое можно перевести как «нужное время, нужное место». Боярышник дает нам послания сердца, и если мы сможем прислушаться к своему сердцу, мы узнаем, когда настало правильное (или неправильное) время действовать.

Во второй книге «Тайны кельтского дерева» Стив Бламирес также подробно описывает боярышник. Его обсуждение древних знаний об огаме из Книги Баллимора связывает боярышник (уайтторн) со стаей «гончих», которая «грозна из-за своих шипов» (44). Бламирес также отмечает, что буква H в грамматике Галейского языка не является ни согласной, ни гласной, а усиливает другие буквы. Кухулин, великий герой Улестерского цикла, приводит свой собственный список, указывая, что боярышник — это «трудная ночь» (47) и отбеливание лица. Бламирес в своей интерпретации предлагает не призывать Боярышник во время магической работы, а скорее использовать его как «предупреждение магу о необходимости подготовиться к чему-то, что вот-вот произойдет», что может быть ответной реакцией на какое-то действие. . Его интерпретации основаны на идее о том, что шипы боярышника, наряду со старой терминологией, предполагают, что боярышник враждебен, но также может защищать своими шипами. В заключение он предполагает, что боярышник может привести к разрушению, но это разрушение носит временный характер и может быть использовано с пользой (113).

Нумерология

Боярышник с защитными шипами имеет цветки с пятью лепестками (на которых можно нарисовать форму пентаграммы); листья обычно делятся на три или пять сегментов.

Мой опыт: В поисках боярышника

Мой собственный опыт с боярышником немного… причудлив. Я обнаружил, что деревья боярышника обычно любят, чтобы их видели, когда они готовы. К северо-востоку от священного круга на моей бывшей усадьбе находится ряд деревьев; внутри этой линии — боярышник. Я жил там и работал над созданием и поддержанием этого круга в течение многих лет… только через три года после того, как я переехал, я увидел дерево боярышника. Как только я увидел ее, она лучезарно сияла на меня. Я нашел еще один боярышник прямо через границу участка, во дворе моего соседа; оно тоже было там какое-то время, но я был готов увидеть ее только тогда, когда был готов.

В течение нескольких лет каждый боярышник, который я посетил в окрестностях моего района, не цвел и не приносил плодов из-за ржавчины, поражавшей деревья. Я надеялся собрать цветы в мае, чтобы приготовить настойку и глицерит, но так и не смог. Затем, как раз тогда, когда мне это было нужно, боярышник был там. Я помню прекрасный весенний день, произошедший не так давно, когда я переезжал. Менее чем за 12 часов до отъезда я получил новости, которые действительно разбили мне сердце, и большую часть пути домой я плакал (перед переездом в новый дом я был в гостях у родителей). Утром, когда я проснулся в доме своего детства, я спустился в лес и увидел, что боярышник цветет – огромные боярышники, больше всех, что я когда-либо видел, и все они покрыты прекрасными белыми цветами. Мне было так грустно с тех пор, как я вернулся домой из-за этой новости. Цветы я собрал позже в тот же день, а вечером просто сидел со свежими цветами, выбирая маленьких зеленых жучков и червячков, которые сделали их своим домом. Сидя, я чувствовал, как энергия боярышника течет по мне, успокаивая меня и успокаивая мое сердце. Это была трансформация – даже в процессе приготовления настоек я поражался целебной силе этих цветов. Излишне говорить, что после этого я каждый день ел боярышник — это действительно растение, связанное с исцелением сердца, а также с тайнами и волшебством земли.

Мои интерпретации

Моя статья об этом дереве длиннее, чем некоторые другие, потому что кажется, что в литературе встречаются два потенциально противоречивых аспекта боярышника. Мой опыт работы с отдельными деревьями боярышника показывает, что каждое уникальное дерево боярышника имеет целый ряд особенностей — от тех, которые свободно отдают свои боярышники, когда вы приближаетесь, до тех, которые неоднократно тыкают вас, просто проходя мимо. Деревья с противоположными манерами могут расти рядом друг с другом — я обнаружил, что, когда я ищу цветы или боярышник для лекарств, индивидуальные темпераменты деревьев сильно различаются.

С одной стороны, у нас есть это суперзащитное, целебное для сердца растение, которое является одним из лучших известных нам лекарств для сердца и растением, которое, согласно преданиям коренных американцев, также демонстрирует защиту. С другой стороны, мы видим, что это предвещает предостережения и вещи, с которыми не следует шутить, — «беление лица» и «стаю гончих». Я думаю, что оба эти утверждения в равной степени справедливы для боярышника и, возможно, представляют светлую и темную стороны этого дерева, как две стороны монеты. Боярышник реагирует по-разному в зависимости от того, как вы к нему подходите. Если вы врежетесь в боярышник, вам будет больно, и вы никуда не доберетесь — и, возможно, вам захочется никогда не наталкиваться на него. Но если вы внимательны, вы можете тщательно работать с этим и получать плоды. Если вы искренни и добры к земле, боярышник, скорее всего, станет вашим союзником. Это дерево тайны и волшебства, а также дерево, открывающее сердце. Его оборонительная позиция может быть агрессивной, когда это оправдано, но и заботливой, когда она этого хочет.