Что такое фамильяр
- Что такое фамильяр
- Шаманское происхождение
- Бес ведьмы
- Имена фамильяров ведьм
- Как духи становятся зверями
- Духовные проводники
- Иерархия форм
- Духи видимые и невидимые
То, что верно для богов и богинь, применимо и к личным фамильярам. Духи связываются с людьми, потому что видят в этом взаимную выгоду: они питаются человеческой любовью и вниманием. В свою очередь, фамильяры помогают своим партнёрам улучшать жизнь и достигать полезных целей. Отношения между человеком и духом-фамильяром — это не связь хозяина и раба или хозяина и паразита, а симбиотический союз взаимной привязанности и взаимной выгоды, настоящая дружба и партнёрство равных.
На протяжении тысячелетий практикующие магию опирались на врождённую потребность духов общаться с людьми, чтобы привлекать и удерживать их. Фамильяры оказывают магам существенную помощь в обмен на уважение, внимание, дружбу и любовь. Они становятся надёжными спутниками и мощным подспорьем для ритуальной работы, а также защищают и утешают партнёров-людей, давая советы по вопросам, которые могут быть сокрыты или непонятны. Когда такие отношения здоровы и продолжаются длительное время, они действительно становятся взаимовыгодным союзом, который обе стороны стремятся поддерживать.
Что такое фамильяр
Несмотря на значение латинского слова familialis, не стоит путать фамильярных духов с домашними духами, которых принято делить на два основных типа: духов, связанных с родословной семьи, и духов, привязанных непосредственно к семейному жилищу.
С древних времён существуют упоминания о духах, связанных с определённой родовой линией. В Древнем Риме семьи хранили в своих домах маленькие статуэтки — изображения личных богов и богинь (Пенатов), которые защищали здоровье, безопасность и процветание семьи. Обычно их ставили в центральной части дома, поддерживая в их честь огонь на домашнем очаге. Пенатам приносили жертвы во время трапезы, и эти статуи были одним из самых дорогостоящих предметов имущества. Они принадлежали именно семье, а не месту, поэтому при переезде их забирали с собой. В поэме «Энеида» римского поэта Вергилия герой Эней, покидая разрушенную Трою, увозит драгоценных семейных богов: «с моими товарищами и сыном, и пенатами, и великими богами».
Другой тип домашних духов — это домовые, пикси или кобольды (у разных народов они носят разные названия). Эти существа привязаны к конкретному жилищу и могут помогать по хозяйству или подшучивать над обитателями дома. Они не следуют за семьёй, если та переезжает, а остаются на изначальном месте. Иногда домовики «прячут» предметы от людей, а спустя время снова выкладывают их на видное место, заставляя хозяев ломать голову над их таинственным исчезновением. Или же они могут сбивать картины, передвигать мебель, хлопать дверями — подобные шалости объясняются манипуляцией эзотерическими энергиями, словно у полтергейстов. Люди, живущие бок о бок с такими духами, часто относятся к ним с нежностью и оставляют для них маленькие угощения в качестве «платы за мирное соседство».
Личный фамильяр со временем может превратиться в божество-покровителя целой крови, если из любви или долга к человеку, с которым он изначально был связан, фамильяр решит заботиться и о его потомках. Самым известным примером таких отношений является история о Мелюзине — водяной нимфе, жившей у фонтана Лузиньяна в Пуату. Полюбив Раймонда де Пуатье, она стала его фамильяром и возлюбленной, а после его смерти оберегала его потомков. Однако подобное долголетнее партнерство духа и семьи встречается крайне редко. В большинстве случаев связь между человеком и духом-фамильяром длится лишь столько, сколько и жизнь самого человека. Хотя фамильяры чаще всего обитают рядом с домом и в нём самом, они связаны прежде всего не с местом, а с человеком. При переезде фамильяр следует за своим хозяином.
Иногда фамильяры могут вселяться как в самого человека, так и в близкое ему животное, однако постоянная одержимость не является ключевым признаком отношений с фамильяром и встречается нечасто. Одержимость — это состояние, когда дух берёт под контроль тело (человека или животного) и отключает его собственную самоосознанность, заменяя её своей. Во время одержимости человек, как правило, ничего не чувствует и не помнит, словно погружён в глубокий сон без сновидений. Сам по себе этот процесс может быть опасным. Тем не менее медиумы часто добровольно позволяют духам говорить через себя, не испытывая при этом вредных последствий. Такой процесс также является формой одержимости, но безопасной, поскольку происходит по согласию.
Фамильяры не всегда подчинены людям. Они могут действовать независимо или даже вопреки воле своих партнёров, и порой бывает сложно изгнать их, хотя такие случаи редки. По своим характеристикам — уровню интеллекта, силе, индивидуальности — фамильяры столь же разнообразны, как и люди. Они не бывают по сути ни всецело добрыми, ни всецело злыми. Можно встретить положительных и негативных фамильяров, а также духов со смешанными качествами. Демон Мефистофель, служивший немецкому магу Фаусту, — пример злого фамильяра. А гений-хранитель, наставлявший и оберегавший философа Сократа, — образец фамильяра доброго.
Фамильяр может быть вызван, назначен наставником или прийти по собственной воле. Маги нередко целенаправленно вызывают фамильяров через ритуалы, чтобы обрести помощника или партнёра в магической практике. В некоторых эзотерических школах учителя назначают фамильяра своим ученикам для их защиты и содействия в обучении (особенно это распространено на Востоке). Ведьмы порой ощущают постоянное присутствие некоего духа, который становится их фамильяром, подобно тому как люди берут в дом бездомную кошку. Случается и так, что определённый дух словно «выбирает» человека, никак не призываемый им, и остаётся рядом долгие годы или даже на всю жизнь. Примерами таких фамильяров могут считаться небесные жёны шаманов, бесы ведьм, духовные наставники медиумов и ченнелеров. Некоторые исследователи считают даже, что предполагаемые «инопланетные пришельцы», которые периодически похищают конкретных людей, могут быть фамильярами этих людей, хотя те не воспринимают их как духов.
Шаманское происхождение
Стремление вступать в контакт с близким духом заложено в человеческой природе и лежит в основе всех мировых религий. Часто утверждают, что религия выросла из суеверных попыток умилостивить силы природы, однако первобытные люди не стали бы предпринимать такие действия, если бы изначально не предполагали, что в природе существуют разумные духи, готовые идти на контакт.
Магия старше и проще, чем религия. В своей базовой форме она не требует вмешательства духов. Маг опирается на подражание: моделирует желаемое событие или обстоятельство и создаёт таким образом симпатическую связь между символической моделью и физическим миром. Основные принципы магии — подражание и симпатия. Религия же основывается на диалоге с могущественными духовными существами, которые проявляют интерес к людям. В религиозном поклонении мы обращаемся к богам через мысли, слова, жесты, песни, танцы и жертвоприношения, чтобы попросить их о помощи или избежать несчастья. Если магическая практика — это некий монолог, то религия всегда предполагает диалог.
Чистая симпатическая магия встречается редко. Обычно магическая практика включает в себя взаимодействие с духовными силами — помощь духов или попытку контролировать их для достижения полезных целей. Маги издавна признавали существование разнообразных духов. Человек склонен видеть в окружающих его природных объектах не только жизнь, но и сознание. Поэтому маги неизбежно пытались обращаться к духам, чтобы либо enlist их поддержку, либо предотвратить их вмешательство.
В религии верующие обращаются к духам смиренно, видя в них высшие существа, и принимают то, что духи решат дать им. Маги же ищут способ сотрудничать или подчинять себе духов — чтобы действовать в человеческих интересах. В религии важнее всего воля божества, в магии на первом плане стоит воля человека. Даже если маг хвалит величие божества, это делается с практической целью — использовать божественную силу в своих целях. Если бы маг поклонялся божеству без желания обрести выгоду, он был бы уже не магом, а религиозным поклонником.
На заре человечества первые контакты между людьми и духами были именно фамильярными.
Такие контакты возникали один на один: шаман (или шаманка) общался с духом на равных. Даже если дух принимал животный или потусторонний облик, шаман разговаривал с ним, как с другим человеком. Он не просто подчинялся духу, но и нередко служил ему в ответ на оказываемую поддержку. Это была взаимовыгодная сделка, часто перерастающая в доверительные отношения и даже глубокую привязанность.
Со временем в племени зародилось трепетное благоговение перед некоторыми духами, но общаться с ними напрямую могли только шаманы. Шаманы, видя в этом рост своего авторитета, поощряли почитание, и духи крепли, питаясь эмоциональной энергией народа. Постепенно даже сами шаманы стали относиться к ним с религиозным поклонением и превратились в жрецов. Таким образом была утрачена их первоначальная, равноправная связь с духами.
Однако не все шаманы стали жрецами. Меньшая их часть сохранила традиции предков. Они уходили в леса или на пустоши, жили обособленно и обучали своих учеников тайным знаниям. В Европе таких людей звали знахарями и знахарками, целителями и предсказателями, умевшими общаться с природными духами и обладавшими познаниями в травах и магии. Обычные люди относились к ним со страхом, но часто прибегали к их помощи. Со временем таких отшельников стали называть ведьмами. В эпоху Ренессанса (что иронично переводится как «Возрождение», символизируя расцвет знаний) христианская церковь начала их преследовать и уничтожать, позабыв, что и ведьмы, и священники имеют общее далёкое шаманское происхождение.
Бес ведьмы
Фольклор о ведьмовских фамильярах широко известен. Считалось, что ведьма непременно держит в доме животное — кошку (чаще всего чёрную), собаку, жабу, летучую мышь или другое ночное создание, связанное с Гекатой, богиней ведьм. По поверью, за обликом такого зверя прятался демон — фамильяр. Народу казалось, что фамильяр понимает речь ведьмы и по первому слову выполняет её поручения. Чаще всего говорили о чёрных кошках, наделённых сверхъестественным умом и колдовской силой. В представлении многих людей до сих пор любое животное, принадлежащее ведьме, воспринимается как её фамильяр.
Считалось, что фамильярная зверушка чутко улавливает слова ведьмы и, будучи как бы «больше, чем обычное животное», способна действовать умнее и хитрее. Народные сказания часто описывают таких животных слишком крупными, неестественно проворными, со светящимися глазами или какими-то особенными пятнами на теле. Они будто бы разумны, всегда остаются верны своей хозяйке и редко покидают её, за исключением моментов, когда им поручают совершить некую магическую задачу.
Церковные демонологи добавляли к этим легендам свои мрачные детали. Они утверждали, что фамильяр — это низший демон, которого посылает ведьме сам сатана в обмен на её душу и вечное служение злым делам. Демон якобы питался кровью ведьмы, высасывая её через особое «ведьмино сосок» или «ведьмину метку» на её теле.
Эти же священники, охваченные ханжеской одержимостью, утверждали, что фамильяр спит в одной постели с ведьмой и совокупляется с ней. После смерти ведьмы, говорили они, демон принимает истинный облик и уносит душу ведьмы в ад.
Следует отличать «ведьмину метку» от «дьявольской метки», хотя в старинных трактатах их часто путали. «Ведьмина метка» — это якобы родинка или пятно на коже, нечувствительное к боли. Считалось, что через него фамильяр в животном обличье высасывает кровь из тела ведьмы. Охотники за ведьмами искали такую метку, втыкая иглы в тело обвиняемых. При этом, если человек не испытывал боли, считалось, что найден «ведьмин сосок». У многих людей и поныне бывают невосприимчивые к боли маленькие родимые пятна — в прежние времена их могли принять за «метку ведьмы». Чтобы найти такой знак, обвиняемых раздевая, брили наголо и детально осматривали.
«Дьявольская метка» имела совсем иное назначение. Считалось, что это шрам, оставленный острым ногтем сатаны, когда ведьма или колдун клялись ему в верности. Любое родимое пятно или рубец могли послужить доказательством «дьявольской метки». Вероятно, такая легенда возникла под влиянием библейской идеи «печати зверя», описанной в «Откровении» Иоанна. Некоторые авторы приводят жутковатые истории, как, например, двенадцатилетнюю девочку сатана «отмечал» на лбу своим когтем в символ её нового подчинения.
У этого предания есть аналогии и в христианском фольклоре: говорили, что Христос тоже может «отмечать» на теле праведника свой знак. Так, по свидетельствам, Иисус явился святой Терезе (1515–1582) и, пронзив ей ладонь гвоздём, сказал: «Смотри на этот след. Это знак моего союза с тобой». Считается, что таким образом она получила стигматы.
Крайние церковные воззрения на фамильяров были наиболее распространены в годы пресловутой «охоты на ведьм», позже названной «Горящими Временами». С середины XV по середину XVIII века в Европе было казнено около 40 тысяч человек за обвинение в колдовстве, при этом за исключением Англии и Америки их тела сжигали (а иногда и сжигали заживо). В Италии и Испании еретиков и ведьм сжигали публично, во Франции, Германии и Шотландии их чаще всего душили на костре и затем сжигали. В Англии ведьм вешали, а в Новой Англии повторяли английскую практику. Под преследование попадали в основном необразованные женщины, однако страдали и состоятельные дамы, и мужчины, и даже дети. Известны случаи, когда казнили и животных, например лошадей, за «колдовство».
Перед казнью обвиняемых ведьм подвергали жестоким пыткам, вынуждая признаваться во всевозможных злодеяниях, включая связь с дьяволом и использование фамильяров. Фольклор о «чёртиках ведьмы» получил широкое распространение именно благодаря протоколам подобных допросов, где речь о фамильярах постоянно всплывала. Особенно часто подобные дела фиксировались в Англии и Шотландии. Английский закон 1604 года прямо запрещал «сговариваться, заключать договор и вознаграждать какого-либо злого и бесчестивого духа». Упоминания о ведьмовских фамильярах встречаются и в более ранние периоды, и вера в таких помощников ведьм, вероятно, существовала всегда.
Имена фамильяров ведьм
В признании ведьмы Урсулы Кемпе 1582 года (полученном, скорее всего, под пытками или угрозой) говорится, что у неё было четыре фамильяра: два «мужских» для убийств и две «женских» для наведения хромоты, болезней и других недугов. «Мужскими» бесами она называла чёрного кота Джеком и серого кота Титти, а «женскими» — чёрную жабу Пигин и чёрного ягнёнка Тиффина. Она утверждала, что кормила их своей кровью, которую они высасывали из левого бедра, — дескать, там кровь начинает течь, если потереть это место. Под давлением мучителей Кемпе обвинила и свою соседку, Элизабет Беннет, якобы у той тоже были фамильяры: чёрная собака по кличке Саккин и рыжий лев Лайерд. Говорилось, что этот «красный лев» почти не показывался в деревне.
Считалось, что не только ведьмы, но и колдуны могли иметь фамильяров. Немецкий учёный и маг Корнелиус Агриппа славился любовью к собакам и держал при себе двух спаниелей — чёрного кобеля по кличке Месье и суку по кличке Мамзель. Известно, что в один из периодов жизни он защищал в суде женщину, обвинённую в колдовстве, и добился её оправдания, что не осталось без внимания церкви. После его смерти священник написал, будто Агриппа держал «большую чёрную суку» в качестве демонического фамильяра и даже якобы вступал с ней в плотские отношения. Говорили также, что на шее у собаки был волшебный ошейник с оккультными символами, и после кончины хозяина она, потеряв смысл существования, бросилась в реку и утонула. Несмотря на явную выдумку, многие в те времена поверили этому.
Во всех этих историях сквозит печаль. Очевидно, что под «фамильярами» часто понимали обычных питомцев, искренне любимых их хозяевами. Однако, если у обвинённой в колдовстве женщины не было домашнего животного, за «беса» могли принять и крысу, или паука, или даже муху — любое живое существо, случайно замеченное в её доме. Города и деревни в те времена были переполнены паразитами и насекомыми, так что найти «доказательство» колдовской связи не составляло труда.
Не все ведьмовские фамильяры являлись в обличье привычных домашних питомцев. В 1597 году сын обвиняемой ведьмы Эллен Смит показал следователям, что у его матери будто бы были три фамильяра: «Великий Дик» жил в плетёной бутылке, «Маленький Дик» — в кожаной, а третий, по имени Уиллет, — в шерстяном мешке. Понятно, что речь шла о фантазиях испуганного ребёнка, вероятно, подогреваемых настойчивыми допросами. Считалось также, что фамильяры способны менять форму. Например, есть легенда о так называемом Уксусном Томе — борзой, которая при виде охотника на ведьм превратилась в безголового ребёнка лет четырёх и исчезла за дверью дома обвиняемой колдуньи.
Все эти зловещие истории «Горящих Времён», несмотря на их тяжёлую эмоциональную окраску, дают некоторые сведения о природе фамильяров. Подлинных магов и ведьм, действительно имевших духов-помощников, было не так много, но слухи и фантазии вокруг них множились, приукрашенные старыми книжными преданиями и народными домыслами. На основе этого постепенно сформировался известный нам фольклор о фамильярах, дополненный древними писаниями о магии и взаимодействии с духами.
Как духи становятся зверями
Духи не могут буквально материализовывать себе физические тела — ни человеческие, ни животные, как нередко думали во времена охоты на ведьм. Если допустить, что некоторые истории о фамильярах имеют под собой реальную основу, можно предложить два варианта объяснения их появления в образе животных. Либо дух проецирует в человеческое сознание подобие зверя (сенсорную метафору), либо он действительно вселяется в тело существующего животного посредством одержимости.
Если дух создаёт иллюзорный образ животного, он может казаться человеку совершенно реальным и осязаемым, при условии, что дух умеет воздействовать на его органы чувств. Так объясняют внезапные появления и исчезновения фамильяров в форме животных. Если контроль духа над восприятием неполон, животное может выглядеть странным или чудовищным. Именно поэтому, например, Мэтью Хопкинс утверждал, что борзая по кличке «Уксусный Том» имела бычью голову с огромными глазами и длинным хвостом. Всё происходящее — лишь манипуляция образом, поэтому фамильяр может в мгновение ока менять облик. Кроме того, один и тот же фамильяр может оставаться незаметным для одних людей и одновременно быть отчётливо видимым для других. Это порождает путаницу и противоречия в свидетельствах.
Второе объяснение — дух может овладевать уже существующим телом животного, используя его органы чувств и заставляя зверя вести себя не так, как обычный питомец. Кошки, например, часто производят впечатление, будто понимают человеческую речь и умеют читать мысли хозяев, что само по себе порождает подозрения в их «магических способностях». Нет ничего невероятного в том, что дух, способный вселяться в людей, может овладеть и телом животного, временами поднимая интеллект зверя до неестественного уровня.
Эти две теории не исключают друг друга. Большинство животных, которых убивали под предлогом «ведьмовских фамильяров», наверняка были обычными домашними любимцами. Но в редких случаях фамильяр мог быть духом, временно вселяющимся в зверя или создающим его иллюзорный образ. Если дух овладевал живым животным лишь время от времени, то иногда оно вело себя вполне нормально, а иногда проявляло неестественные умственные способности. Например, нередко можно заметить, как кот внезапно замирает, странно уставившись на человека. Вполне возможно, что в этот миг через его глаза на мир смотрит любопытный дух.
Чаще всего фамильяры появляются в облике человека или животного. Если они принимают вид привычных домашних питомцев (собака, кошка и т. д.) или вселяются в реальные звериные тела, то могут свободно находиться рядом с магом, не вызывая подозрений. Преимущество человеческого облика — более понятное общение: человеческие фамильяры способны говорить, тогда как животные обычно молчат и могут передавать информацию лишь во сне или иными обходными способами.
Духовные проводники
Нандор Фодор писал, что «управляющий» — это обычно постоянная личность духа, который использует тело медиума в трансе для передачи посланий и поддержания порядка среди прочих желающих выйти на контакт «по ту сторону». Он следит, чтобы к медиуму не проникали злые или «низкие» сущности, и при необходимости пропускает более высокие.
В конце XIX — начале XX века многие духовные проводники позиционировали себя как «души умерших индейцев» с именами вроде «Белый Орёл», «Серый Перо», «Красный Ворон» и т. п. Исследователи отмечали, что многие из них становились надёжными «друзьями» медиума, оберегая его и регулируя обстановку во время сеансов.
Если предположить, что эти духи действительно являются умершими людьми, не совсем ясно, почему среди них так много «индейцев». Однако, если допустить, что духи принимают образы, угодные ожиданиям людей, то всё становится понятнее: в XIX веке в Америке был распространён романтический интерес к культуре индейцев, и духи могли подстраиваться под эти ожидания.
Другие типичные образы духовных проводников — «ребёнок» или «древний мудрец». Так, фамильяр Джона Ди и Эдварда Келли, которой они назвали «Мадими», появлялся в образе маленькой девочки, передававшей им сообщения от «инохианских ангелов». Она не вселялась в Келли и не лишала его сознания, но служила посредником в контактах с более высокими сущностями. Многие медиумы последующего времени тоже имели «контролёров», представлявшихся детьми или «великими наставниками» из древних цивилизаций.
Одна из особенностей спиритуализма со времени Эммануила Сведенборга (1688–1772) — убеждение, что все духи, которые общаются с живыми, — это души усопших. Однако до видений Сведенборга преобладало иное мнение: считалось, что большинство общающихся духов — нечеловеческого происхождения. Поскольку духи умеют принимать наиболее удобные и привычные людям образы, неудивительно, что многие из них называют себя «покойными родственниками» или «знаменитыми учёными прошлого». Проверка исторических фактов обычно не подтверждает их слова, но это не мешает духам искренне верить в свою «новую личность».
Я полагаю, что большинство фамильяров — это не души умерших, а иные существа. Но они могут принимать облик покойного человека, если это помогает наладить более тесную эмоциональную связь с живущим. Духи пластичны, они словно мягкий воск, способный приобретать любую форму и личность. Порой они сами искренне верят в ту роль, которую на себя примерили. Поэтому, если фамильяр называет себя духом умершего члена семьи, он может убеждённо считать себя именно этим человеком и вести себя соответственно.
Иерархия форм
В традиционной магии считалось, что форма, которую принимает дух, отражает его природу. Самые «простые» или низшие фамильяры являлись в образе неодушевлённых объектов (например, книг или камней). Примером может служить знаменитый «гадательный кристалл» доктора Джона Ди, внезапно якобы materializovавшийся в его распоряжении. Допускают, что в этом кристалле мог обитать отдельный дух-фамильяр, хотя Ди и Келли никогда не общались с ним напрямую. Более сложные духи могли являться в облике растений, ещё более развитые — животных, а самые высокие фамильяры принимали человеческий образ. Внутри человеческого облика также существовали «ступени иерархии»: духи-простолюдины, «знатные духи» и, наконец, ангелы, как высшее проявление.
Такая «лестница форм» опиралась на представление, что человек венчает собой природу, а внутри человеческого общества есть строгие различия по статусу. В наши дни эта идея утратила актуальность, однако в глубине человеческого подсознания подобная «иерархия» всё равно играет роль, когда дух стремится выбрать себе подходящий облик.
Фамильяры в человеческой форме могут менять облик в зависимости от обстоятельств. Например, Мадими обычно являлась Джону Ди в виде юной девушки, но однажды, когда ей нужно было сообщить нечто важное и серьёзное, появилась уже взрослой, а в другом случае предстала обнажённой, когда речь шла о вопросах, связанных с близостью. С точки зрения духа, его внешний облик — это прямое выражение его текущей сущности, которая достаточно изменчива и гибка. Несмотря на то что изменения в личности духа чаще всего невелики, в экстремальных обстоятельствах фамильяр может радикально преобразиться, даже сменить моральные или эмоциональные ориентиры.
Высшие фамильяры, которым привычен человеческий облик, иногда принимают вид животных, сохраняя способность говорить и проявляя иные человеческие черты. Низшие же фамильяры, привыкшие к животным формам, принимая человеческий облик, нередко выглядят странно: у них сохраняются звериные черты лица, движения, походка, а голос может звучать неестественно. Если такой дух и заговорит, речь может быть примитивной или причудливой.
Духи видимые и невидимые
Не каждый способен увидеть или услышать духа-фамильяра воочию. Порой фамильяр может являться только своему хозяину и быть невидимым для всех остальных. Да и сам маг или ведьма не всегда могут видеть своего фамильяра: для восприятия духа требуется определённый уровень медиумических способностей. Так, Джон Ди не видел и не слышал Мадими — он полагался на Эдварда Келли, который, обладая даром ясновидения, описывал ему её облик и передавал слова. Тем не менее связь между Ди и Мадими была настолько сильна, что он относился к ней с искренней отеческой любовью и даже назвал в её честь свою дочь.
Фамильяр может быть очень полезен даже в тех случаях, когда он невидим и неслышим. Он может подавать магу знаки — например, передвигать предметы. Дух способен прикасаться к человеку так, что тот ощутит присутствие, или внезапно появляться лишь на мгновение. Часто его можно увидеть лишь как неясную тень, вспышку света или неуловимый силуэт. Полное же и длительное видение духа всеми органами чувств требует значительных психических навыков, будь то врождённый дар или результат дленной практики.
Тот, кто ищет фамильяра, не должен считать себя неудачником, если дух не появляется перед ним явно. Фамильяр даст знать о себе по-другому: прикосновением, видением во сне, едва уловимым вмешательством в привычный ход вещей. Даже если фамильяр не говорит напрямую, он всё равно понимает человека и улавливает его мысли, направленные к нему. Невидимый фамильяр может стать таким же надёжным учителем и проводником в магии, как и тот, что свободно общается с хозяином.
Курсы
Santa Muerte: работа с Духом Госпожи Смерти
SANTA MUERTE - работа с духом Смерти
Дух-Хранитель: Шаги навстречу
Дух-Хранитель: Шаги навстречу
Искусство Ведьм: Базовый курс биоэнергетических практик
ИСКУССТВО ВЕДЬМ
Миры древа Иггдрасиль: Курс медитативных практик
МИРЫ ДРЕВА ИГГДРАСИЛЬ
Силовая ось:Курс медитативных практик
СИЛОВАЯ ОСЬ
Медитативный рисунок: древнее искусство, открывающее путь к лучшей жизни