Вы находитесь: ГлавнаяСтатьиЖивопись в китайской культуре

Живопись в китайской культуре

Живопись в китайской культуре

Важно уметь представить то, что вы изучаете, в соответствующей культурной перспективе. Если вы знаете, например, немного о философских основах китайской живописи, вам будет легче понять, к каким качествам вам следует стремиться и почему. Наша школа представляет собой практический курс обучения для начинающего художника, это не изложение истории и философии китайской живописи. Тем не менее, в этой статье делается попытка предоставить некоторые важные предпосылки, не претендуя на то, чтобы быть исчерпывающим руководством. Есть много отличных книг по этим темам, и в библиографии в конце этой статьи перечислены некоторые из них.

В отличие от Европы, Китай может претендовать на непрерывное культурное наследие, восходящее к периоду до 2000 г. до н.э. Китайцы проявили замечательный талант в том, чтобы заставлять захватчиков соответствовать китайским культурным нормам, в отличие от Европы, где обычно вторгшиеся уступали нравам, языку и институтам захватчиков. За исключением, возможно, монголов, которых они изгнали по прошествии сравнительно короткого периода времени, китайцам удалось преобладать над своими иностранными властителями, которые обычно использовали китайские институты и принимали китайские культурные ценности. Фактически, захватчики часто становились горячими сторонниками и пропагандистами китайских традиций, особенно в области искусства и литературы.

Сейчас считается, что китайцы долгое время использовали кисти для рисования и письма. До начала письменной китайской истории неолитическая керамика демонстрирует явные свидетельства рисунков кистью, хотя узоры просты. С шестнадцатого по десятый века до нашей эры, во времена династии Шан, идеограммы начали появляться и развиваться, хотя, вероятно, они были изобретены еще раньше. Несомненно, настенные росписи существовали во времена династии Чжоу (около 1000-200 гг. До н.э.), а свидетельства полноценной живописной работы имеются в изобилии со времен династии Хань (около 200 г. до н.э. - 200 г.) Производство бумаги началось в первом веке, а до этого, конечно, были шелк и росписи надгробий.

Таким образом, история живописи в Китае очень долгая. Это тоже очень сложно. На Западе существует тенденция думать о китайской живописи как о однородной, как об импрессионизме или итальянской живописи эпохи Возрождения. Фактически, конечно, сопоставимой областью исследования был бы весь диапазон европейской живописи от греков и римлян до наших дней, охватывающий все периоды испанской, французской, итальянской, немецкой, голландской и английской живописи вдоль и поперек. В любое время в Китае создавалось столько же различных стилей живописи, сколько было во всей Европе.

Тем не менее, в китайской живописи можно проследить две широкие темы. Их часто называют академической и литературной школами, хотя термин «школа» в этом контексте вводит в заблуждение. В Европе это обычно применяется к группе художников. Вся китайская живопись имеет тенденцию соответствовать одной из двух основных традиций, которые превзошли и пережили школы. Эти традиции все еще можно найти в современной живописи. Вам будет показано, как писать обоими этими способами в других статьях.

Во время династии Хань большинство художников, вероятно, были скромными ремесленниками, работавшими анонимно на феодала и считавшимися довольно низкими по социальной шкале. Тем не менее, похоже, что к концу Хань начал появляться другой класс академических художников, которые обладали гораздо более высоким социальным статусом, и традиция академической живописи, или Хуан Хуа Пай, продолжалась почти непрерывно. Это был стиль придворных художников на протяжении всех династий, мало изменился на протяжении веков и имеет современных сторонников сегодня. Описанный как гунби хуа, что можно перевести как «живопись в тонком стиле», это кропотливая и детальная картина, требующая чистых линий и умелого смешение цветов. Цвет добавляется в качестве тонировки и обычно не является ключевым элементом и не способствует выразительности картины. Каждый мазок кисти точен. Рисунки, выполненные в этом стиле, обычно формальны и сложны, и на их создание уходит время.

Другая основная традиция китайской живописи — это Литературная школа, или Вен Джен Хуа Пай. Большинство современных художников в Китае и за его пределами, вероятно, лучше всего рассматривать как потомков этой школы. Зовется се-и хуа, что можно примерно перевести как «написать идею». Стиль разработан, чтобы освободить художников от гунби, и его цель — изобразить как можно больше в минимальном количестве смелых штрихов. Стиль упрощен и свободен — жизненное выражение важнее простого воспроизведения формы. Сеи намного сложнее освоить чем гунби. Картина се-и должна быть выполнена «на одном дыхании». Другими словами, это нужно делать за один присест, чтобы не сломалась жизненная сила. Термин, используемый для описания этой ритмической жизненной силы или гармонии с ци — цзюэн. Поскольку все естественные вещи имеют внутренний дух, ци, они также имеют юэнь, то есть текущую жизненную силу, выражающую ци.

Картина се-и должна быть живой, мазки кистью смелыми и твердыми. Она должна показывать ритм и плавность. Однако живопись се-и не должна быть чисто технической. Это может быть комплиментом к картине, если описать ее как неуклюжую. Картины Се-и должны быть спонтанными и захватывающими. Живопись должна отражать дистилляцию и понимание художником реальности, а не просто ее реальное представление. Художник должен воплощать свое восприятие основной истинной природы своего предмета.

Большинство новаторских влияний в китайской живописи пришло из литературной школы, даже сегодня художники способны впитывать западные идеи и техники и вместе с тем создавать произведения искусства, которые являются частью непрерывной традиции выразительной китайской живописи, уходящей корнями, по крайней мере, к критику Се Хо в пятом веке.

Ни один обзор китайской живописи не был бы полным без упоминания школы Лингнам, которая выросла в Кантоне в конце девятнадцатого века. Она была основана Гао Цзяньфу, который изучал живопись Нанга в Японии и был политическим последователем Сунь Ятсена. После революции 1911 года Гао вместе со своим братом Гао Цифэном и другом Чэнь Шурэнем основал «Новую национальную живопись». Они представили современную тематику и использовали реалистичные техники при изображении животных и птиц. Они также использовали световые эффекты, затенение и перспективу. Сегодня самая большая группа художников Лингнама находится в Гонконге, а самый влиятельный художник — Чжао Шаоанг, ученик Гао Цифэна. Большинство современных художников Лингнама сосредотачиваются на изображениях птиц и цветов и нарушают традиции в использовании разнообразных ярких цветов.

История живописи в Китае тесно связана с историей мысли. Китайская живопись — это не просто изобразительное искусство, это еще и литературное и философское. Истинные корни китайской живописи можно проследить до трех философий: даосизма, конфуцианства и буддизма. Лао-Цзы, основатель даосизма, родился в 571 г. до н.э. Он был современником Конфуция. Лао считал, что мужские желания и амбиции являются причинами социальных волнений и беспорядков. Он выступал за замкнутость и невмешательство в дела других. В даосизме нет богов и духов, нет доброжелательных или злобных существ, управляющих природой. Лао считал, что «Небо и земля недобрые. Они относятся ко всему как к соломенным псам». Дао — это жизненная сила во всем, а ци  ее проявленная форма. Инь и Ян — взаимодополняющие положительные и отрицательные силы, союз которых необходим для творения. Из этого союза произошли небо, земля и все естественное. Ци — это сила, гармонизирующая Инь и Ян. У всего есть свои особые характеристики, исходящие от Дао, и все естественные вещи должны действовать в соответствии со своим Дао, вода не действует как скала, птица не ведет себя как рыба.

Эти концепции лежат в основе основных принципов большинства китайских традицмй, и их воплощение в живописи, в свою очередь, является выражением даосских идеалов.
Именно даосизм дает китайской живописи возможность использовать пространство в качестве положительного композиционного элемента. Для даосизма пространство так же важно, как и непространствоЛао заявил: «Тридцать спиц поддерживают ступицу колеса, из-за пространства внутри ступицы тележка может двигаться. «Сосуды могут быть сделаны из глины, их полезность создает пустота внутри».

Даосизм также подчеркивает достоинство простоты, принцип, который сильно повлиял на жизнь Китая в целом и искусство в частности. Художник сохраняет простоту своего предмета, стараясь добиться простого эффекта и экономии линий.

В даосском мышлении место человека в схеме вещей неважно, и художники отражают это, концентрируясь на естественных темах и ландшафтах, отводя фигурам второстепенные роли в них. Даосизм особенно актуален для ценностей литературной живописи. Даосы считали, что искусство может мешать взаимоотношениям человека с природой, и поэтому художник не должен стремиться к красоте за счет выражения.

Китайская живопись не является репрезентативной в западном смысле слова. Это не изображение конкретной птицы, животного или цветка, а, скорее, изображение духа или ци, его предмет, выраженный в конкретный момент времени»!

Существует апокрифическая сказка о европейском живописце и китайском художнике. Дано было им три дня, чтобы сделать рисунок утки. Они пошли к пруду с утками и сели на скамейку. Европеец провел два из трех дней, делая подробные наброски отдельных уток, прежде чем провести третий день, все еще у пруда, создав портрет одной конкретной утки на пруду. Китайцы сидели и наблюдали за утками в течение двух с половиной дней. В последний день он вернулся в свою мастерскую и написал свою картину. Это не был портрет какой-то одной конкретной утки, но он выражал то, что, по его мнению, было ци уток в целом.

Конфуций, живший с 551 по 479 год до нашей эры, смотрел на мир иначе, чем Лао-Цзы. Он выступал за активное участие в жизни и сам энергично служил своей стране. Учение Конфуция оказало глубокое влияние на китайскую культуру, они широко изучались и пропагандировались, и их влияние можно увидеть в скульптурах и памятниках, а также в картинах.

Конфуций придавал большое значение высоким этическим стандартам. Он подчеркнул долг как путь к гармонии. Искренность мысли и действия была целью образования и знаний. В конфуцианстве художественное образование помогало воспитывать людей культуры и высоких моральных стандартов, хотя сам Конфуций не считал искусство важным. Искусство просто служило иллюстрацией необходимости порядка и гармонии в жизни. И даже не придал живописи статуса искусства, он видел в этом ремесло. Его больше интересовало влияние музыки, к которой он относился с подозрением. Однако от конфуцианства китайская живопись приобрела большую формальность и приверженность традициям.

Буддийская религия была представлена в Китае во время правления Хань Минь Ти, правившего с 58 по 75 год нашей эры.
Буддийская живопись и скульптура. Чань, или дзен-буддизм, был основан в седьмом веке. Дзэн подчеркивает достижение нирваны посредством медитации и оказал большое влияние на китайское искусство. Благодаря буддизму китайская живопись приобрела медитативное настроение и упор на использование черных чернил. Буддизм также подчеркивал важность простоты и требовал, чтобы живопись была созерцательной, а не просто декоративной.

Все три этих философских влияния действовали на протяжении веков. Обычно на картине можно обнаружить элементы каждого из них, даже если один из них преобладает.
К настоящему времени вы должны иметь представление об очень богатом наследии китайской живописи, и, возможно, ваш аппетит пробудился, чтобы попробовать свои силы в очень удовлетворительном практическом применении этого искусства.

Источники:

 

  1. Hua Junwu (ed.), Contemporary Chinese Painting, New World Press, Beijing, 1983. A selection of works by most of the important painters in China at present, together with essays about Chinese brush painting by leading Chinese authorities on the subject.
  2. Kwo Da-Wei, Chinese Bruslnvork—Its History, Aesthetics and Techniques, Allanheld & Schram, Monclair, 1981, and George Prior, London, 1981. The sections on history and esthetics provide a thorough discussion of the development and philosophy of Chinese brush painting and a clear explanation of the esthetics.
  3. Lim, Lucy, Contemporary Chinese Painting—An Exhibition from the People’s Republic of China, The Chinese Culture Foundation of San Francisco, 1983. This exhibition catalog contains examples of and interesting essays about contemporary Chinese painting by James Cahill, Michael Sullivan, Lucy Lim, and other Chinese artists and critics.
  4. Rodzinski, Witold, The Walled Kingdom: A History of China from 2000 BC to the Present, Fontana, London, 1984. A very readable history of China which puts the development of its art into the context of its general history
  5. Sullivan, Michael, The Arts of China, University of California Press, Berkeley, 1967 (reprinted 1984). A history of Chinese art that puts painting in its wider context.