Вы находитесь: ГлавнаяСтатьиСвятая смерть во времена коронавируса: Санта-Муэрте исцеляющая святая

Святая смерть во времена коронавируса: Санта-Муэрте исцеляющая святая

Святая смерть во времена коронавируса: Санта-Муэрте исцеляющая святая

Методология

Санта-Муэрте

Жнец Черной Смерти

Смерть в Новом Свете

Смерть становится публичной

Прославление Святой Смерти

Коронавирусная свеча

Народное исцеление святой верой

Мольбы к Святой

Ангел смерти как защитник передовиков

Отношение к смерти во время коронавируса

Вывод

Поскольку молитвенные открытки и свечи Санта-Муэрте циркулируют в Мексике с петициями о защите от COVID-19, мы считаем смерть доктором в эти смутные времена, доказывая, что народная святой смерти не только святая-нарков, как изображает пресса, но ее просили о чудесах исцеления от COVID и защиты от вируса. Мы не только раскрываем важность религии для борьбы с пандемиями, но и акцентируем внимание на понятии смерти как исцеления и дающей жизнь. Мы деколонизируем знания о Санта-Муэрте и исследуем синкретическое происхождение святой, происходящее не только от европейского Мрачного жнеца во времена чумы, но и от танатологических эпистемологий коренных народов, которые объясняют ее двойную способность даровать жизнь и раздавать смерть.

Во всем мире по состоянию на начало 2020 года многие страны объявили карантин, а некоторые даже объявили чрезвычайное положение из-за коронавируса. COVID-19 является потенциально смертельным респираторным заболеванием, которое очень заразно и унесло жизни сотен тысяч людей, а лекарство от него неизвестно. Гражданам в большинстве стран мира рекомендуется поддерживать социальное дистанцирование, а именно постоянно соблюдать двухметровое расстояние между собой и людьми, не входящими в их домохозяйства. Им также было приказано оставаться дома, а в некоторых странах предприятиям, помимо тех, которые считаются жизненно важными, например, ресторанам и парикмахерским, было приказано закрыть свои двери. Эти и другие меры были приняты, поскольку правительства и граждане стремятся подавить распространение вируса. Несмотря на эффективность в предотвращении широкомасштабного заражения, такие действия серьезно повлияли на экономику и средства к существованию многих людей. Паранойя и паника по поводу пандемии во многих странах, таких как Мексика, являются результатом сочетания некомпетентности правительства, теорий заговора и страха перед серьезными заболеваниями и смертью.

Все живые существа должны неизбежно погибнуть, тем не менее, на протяжении веков люди редко принимали свою смертность или смертность своих близких. И религия уже давно служит средством, позволяющим избежать болезней и смерти или смириться с ними, будь то в Мексике, Бразилии или где-либо еще в Латинской Америке. Одной из основных ролей Иисуса был целитель, его можно даже назвать шаманом, утверждая, что его основными ролями были исцеление, посредничество и пророчество.

Подчеркивается важность рассмотрения религии во время пандемии как механизма выживания. Кроме того, фокусируясь на Санта-Муэрте, святой смерти во времена коронавируса, она демонстрирует, что даже смерть как воспринимаемая сверхъестественная сила может исцелять и продлевать жизнь. Это древняя идея, но в последнее время она не привлекала внимания ученых. Более того, эта идея часто расходилась с теми, кто придерживался христианских традиций, для которых смерть означает окончательность, тем не менее в Мезоамерике представление о смерти как возрождении жизни является древним.

В Мексике многих доиспанских божеств смерти, хотя они также символизировали царства подземного мира или действовали как психопомпы, умилостивляли, чтобы отсрочить смерть и даже принести санацию. Ах Пуч был божеством смерти майя, найденным в кодексах, связанных с чумой. В доколумбовые времена считалось, что если смерть посещала дом майя, то плач помешал Ах Пуч забрать еще одну душу. Спустя столетия смерть все еще умилостивляется для защиты и исцеления от COVID-19, его время в образе Санта-Муэрте, современной народной святой смерти. Кроме того, те мексиканцы, которые потеряли работу и переживают испытания и невзгоды, также обращаются к этой святой, чтобы справиться с душевным напряжением. В стране, где государство не может сдержать чуму нарконасилия, не говоря уже о пандемии коронавируса, у тех, кто боится заболеть, есть несколько вариантов, кроме как обратиться к смерти ради жизни.

Поскольку поставщики религиозной атрибутики быстро отреагировали на устойчивый новый рынок молитвенных карточек и свечей Санта-Муэрте, на которых изображены просьбы о защите от COVID-19, мы считаем смерть доктором в эти неспокойные времена. Мы начнем с описания атрибутов Санта-Муэрте, после чего рассмотрим ее происхождение. Мы утверждаем, что они происходят не только из доиспанской танатологии, но и из темных дней Черной смерти в Европе четырнадцатого века. Без такого понимания не только ее европейского, но и ее коренного происхождения невозможно понять двойственность ее сил жизни и смерти. Затем мы обрисовываем практику и веру в преданность смерти. В свою очередь, предлагаются этнографические данные, подробно описывающие роль Санта-Муэрте в пандемии коронавируса. Это подчеркивает не только ее роль святой целительницы, опровергая утверждения, что она просто наркосвятая, но также свидетельствует о пластичности святой. Мы также рассматриваем, как почитание Санта-Муэрте позволяет ее поклонникам быть готовыми взять ее костлявую руку, когда придет время покинуть этот мир. Как мы подчеркиваем, новое религиозное движение основано, как когда-то была вера коренных народов, на признании взаимозависимости жизни и смерти. Для преданных эта танатологическая эпистемология обеспечивает основу для понимания их реальности и неизбежности смерти.

Методология

Исследователи Кейт Кингсбери и Р. Эндрю Чеснат провели цифровую этнографию, используя включенное наблюдение, чтобы взаимодействовать с Santa Muertistas (приверженцами Santa Muerte) на сайтах социальных сетей, таких как Facebook, у которого есть бесчисленные группы, состоящие из 80 000 подписчиков только в некоторых группах. На этих сайтах они публично и в частном порядке переписывались с теми, кто размещал молитвы против COVID-19 и благодарил Санта-Муэрте за чудеса исцеления от вируса. Они неофициально расспрашивали об их опыте, практиках и убеждениях в непредвзятых, неструктурированных беседах.

Санта-Муэрте

В форме серебряного кулона, гипсовой статуи, обетной свечи или золотого медальона Санта-Муэрте почти всегда изображается как Мрачный Жнец. У нее череп вместо мясистого лица, она одета в длинное платье и держит в левой руке большую косу. Имя «Санта Муэрте» раскрывает ее личность. Muerte означает «смерть» на испанском языке, а «Санта» относится как к ее святости, так и к ее роли святой. В своих ритуалах, таких как Розарий Санта-Муэрте, преданные часто называют ее «Сантисима Муэрте», что буквально переводится как «самая святая смерть».

Санта-Муэрте — народная святая. В отличие от католических святых, канонизированных церковью, народные святые — это духи умерших, не получившие официального признания, но местные жители верят, что они обладают сверхъестественными способностями и способны творить чудеса. Как отмечает Грациано, «мир народного почитания святых это мир, в котором сверхъестественные существа занимают заметное место в повседневной жизни. Они смешиваются с людьми и оказывают причинное влияние — волшебное и чудесное».

Пресса, средства массовой информации и правоохранительные органы США часто ошибочно изображали Санта-Муэрте наркосвятой, то есть святой, которую почитают исключительно торговцы наркотиками. Ранее мы продемонстрировали, насколько это ложное изображение, и раскрыли ее роль святой покровительницы войны с наркотиками, о которой молятся обе стороны закона, но роль святой смерти далеко не вершит правосудие или мстит врагам. Ее приверженцы уже давно обращаются к Святой Смерти за здоровьем и исцелением, за что она получила прозвище «ла Санта Санадора» (целебная святая) в связи с ее ролью сверхъестественной «курандеры» (народной целительницы).

Верующие часто обращаются к народным святым в Латинской Америке, чтобы вылечить их недуги. В Мексике и Латинской Америке в целом народные святые, такие как Хесус Мальверде, Ниньо Фиденсио и Рей Паскуаль, в молитвах о благополучии часто предпочтительнее католических святых. Бог может казаться deus otiosus , фигурой, которая, хотя и могущественна, но отстранена и не вовлечена, поэтому его трудно умилостивить или вступить с ней в интимные отношения. Католические святые, подавляющее большинство из которых много веков назад жили в Европе, далеки от среднего латиноамериканца, и с ними трудно общаться, хотя святой Иуда, покровитель безнадежных дел, стал чрезвычайно популярен в Мексике. Народные святые, буквально святые народа — это, как правило, умершие люди, которые прожили свою жизнь на местной земле и, как считается, после смерти были одарены сверхъестественными способностями. Из-за культурного сходства и знакомых жизненных историй считается, что они с большей вероятностью будут слушать, понимать и решать проблемы своих последователей.

Ниньо Фиденсио, живший в северном мексиканском штате Нуэво-Леон в первые десятилетия двадцатого века, был известным целителем, прежде чем он умер и стал святым, умилостивляемым больными. В том же духе Педро Бастиста в тот же период руководил квазикатолической коммуной в отдаленных районах Бразилии, основанной на обещании сверхъестественного исцеления земных недугов. Поэтому не будет преувеличением утверждать, что самыми популярными святыми в этом регионе, как правило, являются те, кто имеет репутацию сильных целителей. Говорят, что Санта-Муэрте также обладает сильными лечебными способностями, и, как мы подробнее расскажем, в настоящее время его умилостивляют, чтобы исцелить и защитить преданных от COVID-19. Поскольку это новое религиозное движение, возникшее в последние два десятилетия в ответ на нужды сегодняшнего дня, оно находится в вечном движении и еще раз продемонстрировало свою гибкость, превратившись в мексиканское движение. текущие потребности в это время коронавируса.

Жнец Черной Смерти

Большинство американцев и западноевропейцев сразу же признали бы Санта-Муэрте своего рода женщиной-мрачным жнецом, происходящей из средневекового католицизма. Испанцам даже не пришлось бы делать поправку на ее пол, поскольку их собственное олицетворение смерти, известное как «ла Парка» (иссохшая), представляет собой женский скелет. Однако преданные мексиканцы с большей вероятностью считают скелет святого адаптированной версией местной богини смерти, будь то ацтеков, майя или пурепеча. Каким бы странным это ни казалось иностранным наблюдателям, для многих мексиканцев реалии истории коренных народов и мифы о национализме сходятся воедино, давая народной святой место рождения в доколумбовой Мексике.

В столице наиболее распространенная версия истории о коренной идентичности святой подчеркивает ее предполагаемое ацтекское происхождение. В частности, считается, что Санта-Муэрте возникла как Миктекасиуатль, ацтекская богиня смерти, которая вместе со своим мужем Миктлантекутли правила подземным миром Миктланом. Как и Санта-Муэрте, смертельная пара обычно изображалась в виде скелетов или человеческих тел с черепами вместо голов. Ацтеки не только верили, что те, кто умер естественной смертью, оказывались в Миктлане, но и призывали сверхъестественные силы богов для земных целей, таких как исцеление. Преследовав религию коренных народов, испанское завоевание загнало религиозность в подполье и в синкретизм с католицизмом. Таким образом, согласно этой версии, ее туники и платья в испанском стиле, а также ее европейское снаряжение,коса и весы правосудия — всего лишь фасад, тонко скрывающий ее истинную ацтекскую идентичность.

И несколько мексиканских ученых, изучавших ее, и бывший крестный отец культа Дэвид Ромо прослеживают происхождение народной святой до средневековой Западной Европы. Мексиканский антрополог Катя Пердигон Кастанеда, например, пишет: «История современной концепции смерти и ее иконография, отраженная в современной Санта-Муэрте, больше связана с иудео-христианской религией (католицизмом в данном конкретном случае), чем с забытыми и неизвестнми голосами побежденных, другими словами, доиспанских народов». Дэвид Ромо и другие конкретно определяют происхождение святого в образе Мрачного Жнеца из средневекового европейского католицизма.

Мрачный жнец возник во время пандемии, не совсем похожей на ту, которую мы переживаем сейчас, хотя с современным передовым медицинским обслуживанием и знаниями о том, как распространяются болезни, мы лучше подготовлены к борьбе с последней эпидемией. Черная смерть, также известная как бубонная чума, была смертельной болезнью, которая поражала лимфатическую систему, вызывая бубоны, опухшие лимфатические узлы. Вызванная бактерией Yersinia Pestis, она в конечном итоге поразила легкие, что привело к ужасной смерти. Она опустошил Европу и Азию в середине 1300-х годов.

Бубонная чума, похожая на COVID-19, распространилась в Европу через людей, путешествующих из зараженных городов за границей. Как и сегодня, когда круизные лайнеры считались одним из первых и наиболее пострадавших мест из-за характера закрытых многолюдных пространств, которые позволяли COVID-19 распространяться среди пассажиров, которые затем заражали других по возвращении домой, еще в четырнадцатом веке, корабли считались ключевым переносчиком инфекции. В начале 1340-х годов болезнь поразила Китай, Индию, Сирию, Персию и Египет. В 1347 году заразные путешественники прибыли в Европу из Каффы, Крым. Двенадцать кораблей вошли в сицилийский порт Мессина. Те, кто ждал в доках, были потрясены, обнаружив, что многие на борту кораблей мертвы. Другие были тяжело больны и покрыты черными фурункулами, из которых выделялся гной и кровь. Местные власти потребовали, чтобы флот так называемых кораблей смерти покинул гавань, но было слишком поздно, мор уже начал распространяться. Из Италии болезнь постепенно распространилась по остальной Европе.

В течение следующих пяти лет Черная смерть унесет более 20 миллионов жизней в Европе. Таким образом, бубонная чума сделала смерть и умирание привычным явлением для европейцев четырнадцатого века. В это время, когда по крайней мере одна треть населения умерла от чумы, смерть стала повсеместно олицетворяться в Европе в виде скелетной фигуры, которую мы знаем сегодня. По словам Брамли, в европейских общинах у дверей людей наблюдались «ужасающие фигуры» с косами, жители которых заболевали. Именно из таких сообщений в сочетании с воображением художников и скульпторов возникла скелетная фигура Мрачного Жнеца. Для некоторых эта фигура была синонимом Дьявола.

Считается, что халат представляет собой облачение, которое религиозные деятели того времени носили при проведении погребальных обрядов. Коса символична. Она восходит к мифологическим традициям Древней Греции, в которых жизнь представлялась как нить, которую можно оборвать. Греки представляли себе трех сестер, Судеб, которые отмеряли жизнь и смерть каждому человеку: Клото (Прядильщица), Лахезис (Распределяющая) и Атропос (Непреклонная). Клото держала прялку нити жизни, переплетая темные и светлые нити. Лахезис, вторая сестра, скрутила пуповину, и под ее пальцами она колебалась, то сильно, то слабея от жизненных превратностей. Атропос, самая старая, вооруженная большими ножницами, перерезала нить жизни (там же).

Крестьяне в четырнадцатом веке использовали косы и серпы для уборки урожая, и аналогичным образом смерть представлялась как владеющая косой, а не ножницами. Говорили, что смерть отбирала живых, тем самым сокращая их существование, так же как фермеры на своих полях срезали колосья с посевов пшеницы и ячменя. Началась практика украшения церквей и кладбищ зловещей фигурой скелета. В одном из самых ярких изображений смерти, обычно происходящем на кладбищах, католические священнослужители заставляли актеров исполнять «danse macabre», танец смерти. Один из актеров одевался Смертью, и пока другие исполнители в последний раз раскачивали свои тела, Мрачный Жнец приближался к ним с косой в руке и выхватывал их душу. Мрачный жнец наряду с черепами представлен в широком спектре религиозной материальной культуры. Цель состояла в том, чтобы облегчить усвоение христианской эсхатологии мирянами. В 1500-х годах такая иконография превратилась в предметы и объекты memento mori и vanitas.

Смерть в Новом Свете

Испанское духовенство использовало женскую фигуру Мрачного Жнеца, Ла Парка, в аналогичной дидактической манере среди коренных народов Америки. Прибыв в Новый Свет, они стремились обратить местных жителей в христианство и таким образом «спасти свои души». Они купили с собой фигурки Иисуса, Марии и различных святых, а также ла Парка в качестве педагогических инструментов. Интерпретируя христианство через собственную культурную призму и опираясь на свои собственные традиции почитания не только духов умерших, но и, как мы видели во введении к этой статье, умилостивляя божеств смерти для земных нужд, некоторые группы коренных народов, такие как горцы Майя в штатах Чьяпас и Гватемала и гуарани в Аргентине и Парагвае приняли церковный скелет смерти как самостоятельного святого и начали ему поклоняться.

По всей доиспанской Мексике коренные народы от ацтеков до сапотеков, как подробно описано во введении, практиковали поклонение предкам, а также почитали божеств смерти. В иконографии до завоевания есть множество скелетных божеств от Ах Пуч, мертвого бога смерти майя, до тараскской богини рождения и смерти Куэрауапери, у которой череп вместо головы и пустые мертвые глаза. Многие из этих божеств смерти, от Миктекахиуатля до Ксонакси Кекуйя, не только действовали как психопомпы, но также обладали силой даровать и «разжигать жизнь». И действительно, многие богини смерти изображались на поздних сроках беременности, что означало плодовитость смерти как «источника жизни». Смерть, а не заклинание окончательности, как в христианской теологии, в мифологиях коренных народов была связана с возрождением жизни, как в игре майя с мячом, которая является аналогией действия «смерти и возрождения».

В христианской эсхатологии понимание смерти было иным. Для испанских и европейских католиков в целом смерть приравнивалась к окончательности для всех, кроме Иисуса, который восторжествовал над смертью, спасительно обеспечив возможность искупления для всех верующих. В Новом Свете ла Парка была задумана некоторыми коренными народами через призму их собственных танатологических традиций, которые вместо того, чтобы видеть в Иисусе победу над смертью, рассматривали смерть как доминирующую или даже соединили их вместе, рассматривая обоих как мистических персонажей. Желая получить доступ к устрашающей силе смерти, которая, как мы видели в танатологии коренных народов, связана с жизнью, некоторые начали почитать скелеты, привезенные испанцами. Многие итерации поклонения смерти возникли как синкретические фигуры, объединяющие как индейскую танатологию, христианскую агиологию, так и иконографию.

В Гватемале в 1650 году народный святой Рей (король) Паскуаль, скелет с короной на черепе, появился в результате слияния испанского святого-францисканца семнадцатого века Паскуаля Байлона с религией майя, а также популярным изображением смерти, известным как «Король Смерти», путешествовавший из Испании в Новый Свет, в котором смерть изображалась в виде монарха в короне. Это упоминается в «Дон Кихоте», где в «Las Cortes de la Muerte » король Смерть вершит суд, а его аудитория представляет собой разношерстную компанию из всех слоев общества (Сервантес, ч. 2, гл. 11). Хотя испанский монах ни разу при жизни не посещал майя Гватемалы, говорят, что он явился в видении видному жителю деревни майя в виде воплощения смерти в 1650-х годах — до его канонизации — в разгар свирепой чумы, которой ему приписывается окончание. В этой истории мы видим пережитки индейской танатологии, согласно которой смерть дает жизнь. После этого, несмотря на требования Церкви к отступничеству верующих, они начали умилостивлять фигуру за чудеса, особенно исцеления, и делают это по сей день.

Конкретные ссылки на фактическое поклонение Святой Смерти впервые появляются в испанских колониальных записях в 1790-х годах, почти на полтора века позже, чем Рей Паскуаль. В документе 1797 года под названием «О суевериях различных индейцев из города Сан-Луис-де-ла-Пас», хранящемся в архивах инквизиции, Санта-Муэрте впервые упоминается. Сосредоточив внимание на народе чичимеков в современном штате Гуанахуато, церковные записи говорят о тридцати индейцах, которые «ночью собираются в своей часовне, чтобы пить пейот, пока не теряют рассудок, они зажигают перевернутые свечи, некоторые из которых черные, танцуют с бумажными куклами, они стегают Святые Кресты, а также фигуру смерти, которую называют Санта-Муэрте, и связывают ее мокрой веревкой, угрожая кнутом и сожжением, если она не совершит чуда. Наказанием духовенства за такие «суеверия» было разрушение часовни, где хранилось изображение святой смерти.

Есть также записи 1754 года о том, что курандерос были наказаны за ересь за обращение к нарисованным изображениям смерти и использование их в ритуалах исцеления. Очевидно, что изображения скелетов — несмотря на то, что христиане настаивали на том, что это символизирует смерть Христа и Его победу над смертью — поклонялись коренным народам. Образы смерти просили вмешиваться в земные дела в соответствии с идеалами до завоевания, согласно которым божества смерти представлялись «участвующими в повседневной жизни, рождении и смерти».

Записи инквизиции той же эпохи и того же центрального региона Новой Испании (так называлась Мексика в колониальный период) приводят очень похожий случай «индейского идолопоклонства». В данном случае, однако, святой-скелет — это мужская фигура, у которой тоже была своя часовня. В 1793 году в современном штате Керетаро монах-францисканец и викарий подали жалобу на группу индейцев, которые посреди мессы поставили у алтаря «идола, имя которого — Справедливый Судья и который представляет собой фигуру полный человеческий скелет, стоящий на красной поверхности, в короне, с луком и стрелами». Это, наряду с свидетельствами из Аргентины, казалось бы, указывает на экстраординарное слияние фигуры Христа, Справедливого Судьи, с образом Царя Смерти.

Почитание таких фигур часто приводило к суровым наказаниям, от порки до аутодафе. В ответ на преследования со стороны церкви приверженцы Санта-Муэрте ушли в подполье. Тем не менее такая практика сохранилась даже на севере, в Нью-Мексико и на юге Колорадо. В этом регионе в 1860-х годах была вновь обнаружена группа метисов, поклонявшихся смерти. Эта синкретическая итерация поклонения смерти возникла из практики использования телег смерти Penitentes, католического братства, которое возникло в Испании, но превратилось в практикующих гетеропраксию на далекой северной границе того, что до недавнего времени было вице-королем Новой Испании.

Penitentes использовали тележки смерти как инструмент покаяния. Небольшое приспособление на колесах было нагружено тяжелыми камнями, на которых ехала аллегорическая фигура смерти в облике женского скелета. Затем его вытащил один из членов братства. В Испании телега смерти служила инструментом в реконструкции Страстей Христовых. Однако в Новом Свете фигура смерти слилась со Святым Себастьяном и пристрастием коренных народов к преданности смерти, чтобы создать Донью Себастьяну, сверхъестественное олицетворение смерти. Эта фигура почиталась и называлась попеременно Санта-Муэрте и Комадре (крестная мать) Себастьяна. Действительно, молитва, в которой товарищ Себастьяна упоминается как Санта Муэрте, показывает, что к ней обращались не только за юридическими услугами, но также за здоровьем и исцелением.

Мексиканцы провозгласили независимость от Испании, проиграли войну США и участвовали в первой великой революции двадцатого века. Без сомнения, преданные тайно поклонялись многим итерациям смерти, но ни мексиканцы, ни иностранные наблюдатели снова не регистрировали присутствие Святой Смерти до 1940-х годов, когда два американских антрополога отмечают, что святой смерти поклонялись женщины, которые молились ей, прося ее использовать ее косу, чтобы вернуть заблудших мужей в усадьбу. Тем не менее, в одной из молитв на новенну(девятидневная молитва), записанная в то время в буклете, святителя просят об санации. Святую Смерть просят избавить не только от проклятий, но и от болезней. И, конечно же, проклятия в мексиканской народной эпистемологии часто воспринимаются как ведущие к болезни.

Смерть становится публичной

К 1990-м годам святая смерти превратился в многогранного чудотворца, которого можно было умилостивить для решения проблем, начиная от финансового успеха до проблем со здоровьем. В это время маленькие и большие изображения святой начали продаваться на Меркадо Сонора, «колдовском рынке», расположенном в мексиканской столице. Одним из людей, купивших статую, был сын женщины, известной как Энрикета Ромеро, которую ласково называли Донья. Сейчас она является легендарной фигурой среди приверженцев Санта-Муэрте, поскольку именно она вывела то, что раньше было скрытой религиозной народной верой, из тени на свет общественности, когда она установила уличный алтарь Санта-Муэрте перед своим домом в Тепито, Мехико, 2001 год. Изображение Санта-Муэрте в натуральную величину, украшавшее тротуар возле ее дома, быстро стало религиозным символом для тысяч «чиланго» (для жителей Мехико).

Статуя была подарена ей одним из сыновей в благодарность святому за его скорое освобождение из тюрьмы. Он стоял в углу ее кухни, где она продавала кесадилью местным жителям. Увидев статую, многие просили оставить предметы религиозного обихода, такие как цветы и свечи. Дым от мириадов горящих языков пламени стал настолько густым и угнетающим, что Энрикета решил переместить статую на обочину в ноябре 2001 года. С тех пор преданность смерти стала достоянием общественности, и Санта-Муэртисты открыто признали свою веру, и, по оценкам, в последние десятилетие народный святой приобрел около 7,5 миллионов приверженцев только в Мексике.

Энрикета проводит розарии в честь Санта-Муэрте каждое первое число месяца, что привлекает бесчисленное количество приверженцев к ее святыне. С момента вспышки они не отменялись, несмотря на предупреждения о том, что следует избегать больших собраний, чтобы предотвратить распространение COVID-19. 1 июня семьи, как обычно, собрались густой толпой, кто в масках, кто без. Эти преданные пришли предложить подарки от статуэток до ликера. Многие подходили к святыне на коленях. По прибытии они простерлись ниц в молитве перед большим чучелом Санта Муэрте, одетой в роскошное платье из бирюзовой тафты с вышивкой из слоновой кости. Эдер, обеспокоенный коронавирусом, объяснил, что Санта-Муэрте помогла ему с «проблемами со здоровьем племянника», а также с «личными, юридическими вопросами».

Прославление Святой Смерти

Санта-Муэрте неофициально структурирована как народная вера, и не существует единой всеобъемлющей церкви Святой Смерти, эквивалентной католической церкви. Хотя святыни были открыты различными независимыми религиозными предпринимателями, такими как Энрикета Ромеро, официального духовенства или другого административного органа, контролирующего народную веру, нет. Даже если преданные посещают святыни, чтобы отдать дань уважения народной святой, как будет описано ниже, они в основном исповедуют веру в уединении своих собственных домов, у собранных ими алтарей. Нерегулируемые аспекты веры, которые подразумевают, что каждый может свободно исповедовать ее, не выходя из дома, без внешних посредников, таких как священники, делают ее привлекательной для разношерстной компании, включающей людей из всех слоев общества, от барменов до полицейских. Даже если многие преданные также поклоняются Богу, для тех, с кем мы говорили, Санта-Муэрте как олицетворение смерти в конечном счете является самым всемогущим. Как подробно описал Вания, приверженец Санта-Муэрте в Оахаке, «la fuerza más poderosa es la muerte, porque lo unico seguro es la muerte », самая могущественная сила — это смерть, потому что единственная определенность — это смерть.

У веры нет основополагающего писания, такого как Библия, хотя молитвенники и сборники заклинаний распространяются свободно. Самая известная из них — «La Biblia de la Santa Muerte» или Библия Санта-Муэрте. Несмотря на то, что вера неформальна и характеризуется гетеропраксией, в ней есть определенные обрядовые и литургические краеугольные камни. Алтари и святыни имеют основополагающее значение для веры. У большинства преданных есть алтарь в доме. Он может быть богато украшен или просто состоять из небольшой статуи Санта-Муэрте или даже просто обета с подношениями народной святой, состоящим из всех или некоторых из следующих элементов: алкоголь (часто текила), цветы, такие продукты, как шоколад и конфеты, сигареты, а также стаканы или бутылки с водой, поскольку святая-скелет, как и ее предок Ла Парка, считается вечно иссушенной.

Один преданный, с которым мы поговорили в Интернете, который разместил молитвы Санта-Муэрте и фотографии скромного алтаря, был из очень бедной семьи, живущей в мексиканской столице. Мы назовем ее Марисела. У нее не было средств на статую. Вместо этого Марисела разместила на полке небольшое печатное изображение Святой Смерти, одетой в белую мантию, с миниатюрным черепом, вырезанным из дерева, вместе с подношениями в виде яблока, благовоний и сигареты. Она ежедневно молилась у своего алтаря до смерти и сказала нам: «Я попросила ее (Санта Муэрте) убрать коронавирус, я верю в нее». Многие люди умирают, а моего мужа уволили. У нас трое детей, но я верю в нее, она всегда меня слышит».

Цветовая символика занимает центральное место в народной вере, и считается, что статуи и обеты Санта-Муэрте имеют особое назначение в зависимости от их цвета. Со Святой Смертью связаны три основных цвета: красный, белый и черный. Красный используется для прошений, связанных с любовью, страстью и похотью. Черный используется для защиты, но также известен своими ассоциациями с черной магией и местью. Белые используются для очищения и благословения, а также вселения мира и гармонии.

Судя по небольшому количеству пурпурных свечей на алтарях и святилищах Святой Муэрте, можно предположить, что чудеса восстановления здоровья не являются центральной частью культа. Внешность обманчива. Многие преданные, ищущие исцеления или благодарящие за восстановленное благополучие, зажигают белые или желтые свечи вместо более новых и менее популярных фиолетовых. И желтые, и янтарные свечи имеют определенную связь с выздоровлением от злоупотребления психоактивными веществами, в то время как белые, как правило, используются для лечения множества проблем со здоровьем. То, что не только один цвет, но и три разных оттенка свечей связаны с поисками здоровья, показывает первостепенную важность роли Святой Смерти как божественного врача.

Преданные не только предоставили в свое распоряжение молитвы, но и ряд ритуалов, направленных на то, чтобы заставить Святую Смерть излечить их недуги. Например, La Biblia de la Santa Muerte предлагает пять таких ритуалов для исцеления. «Ритуал на здоровье» типичен для жанра:

  • 1 средний стебель руты
  • 1 метр фиолетовой ленты
  • 1 свеча здоровья (фиолетовая)
  • 1 бутылка лосьона Санта Муэрте
  • 1 сигара
  • 1 лист агавы
  • 1 черная ручка

Процедура:

Черной ручкой запиши на ленточке все свои невзгоды, а потом возьми ленточку и свяжи руту в пучок. Посыпьте руту лосьоном Santa Muerte. Зажгите сигару и выдохните дым на улицу. Теперь используйте руту, чтобы очистить все тело, начиная с головы и двигаясь вниз к стопам, несколько раз проведя рутой по той части тела, которая больше всего пострадала. По окончании заверните рут в бумагу и выбросьте. Возьмите острый кончик листа агавы и напишите свое полное имя по ширине свечи. Затем обнесите воском все тело, начиная с головы и заканчивая стопами, снова следя за тем, чтобы несколько раз пройтись по самой больной части тела. Зажгите свечу и прочтите напечатанную молитву. Пламя должно осветить переднюю часть вашей статуи Святой Смерти. Вы также можете положить его на свой алтарь, но всегда просите ее позаботиться о вашем здоровье.

Этот ритуал был бы наиболее знаком многим приверженцам, поскольку, за исключением лосьона Санта-Муэрте, как ингредиенты, так и само ритуальное действие происходят из мексиканского «curanderismo» или народных методов лечения. Синкретически опираясь на местные, испанские и, в меньшей степени, африканские методы лечения, curanderismo предлагает страдающим мексиканцам более целостную и экономичную альтернативу западному медицинскому обслуживанию. Как мы опишем, его также предлагают многие курандеро, которые работают с Санта-Муэрте, такие как самопровозглашенная бруха (ведьма) и курандера , Юрий Мендес, который работает с травами и молитвами, чтобы исцелить преданных от болезней.

Именно иберы привезли руту в Америку, где она до сих пор служит той же цели, что и на Пиренейском полуострове, и даже в Древней Греции. Точно так же, как чеснок использовался для защиты от вампиров, рута использовалась в Древней Греции, современной Мексике и большей части Латинской Америки для защиты от колдовства и сглаза, что является широко распространенным верованием среди рабочего класса региона. Многие мексиканцы также заваривают горькую траву в лечебном чае, который, как считается, излечивает множество недугов, включая ригидность затылочных мышц, головокружение, головные боли и проблемы с внутренним ухом. Таким образом, в исцеляющем ритуале Святой Смерти рута служит очищающей губкой, поглощающей болезни, когда ею взмахивают над телом больного. По завершении очищающего ритуала рута выбрасывается, чтобы гарантировать удаление негатива, который, как считается, был поглощен ею.

Два дополнительных ингредиента усиливают ритуальные очищающие свойства руты. Учитывая, что фиолетовый цвет является основным цветом для лечения, лента этого оттенка, завязанная вокруг руты, увеличивает целебную силу травы. Именно сигара, из всех целебных ингредиентов, имеет самую мощную связь с исцелением, несмотря на ее нынешнюю дурную славу канцерогена. По всей Америке коренные народы жевали, курили и пили табачный чай в духовных и лечебных целях. В настоящее время сигары и сигареты являются обычной валютой как в народных методах лечения, так и в верованиях африканской диаспоры. Лидеры Санта-Муэрте и шаманы обдували наши тела табачным дымом во время полевых работ в Мексике. В любом случае, для большинства практикующих оздоровительный ритуал Святой Смерти сигара служит мощным средством и символом исцеления.

Растение агава использовалось ацтеками для лечения ряда заболеваний, включая подагру и местные раны. Кроме того, ацтеки и другие коренные народы центральной Мексики сбраживали сок растения в алкогольный напиток под названием пульке, который содержит значительное количество витамина В и по сей день является важным источником питания для значительного числа кампесино в сельской местности центральной Мексики.

Испанские колонисты, заинтересованные в более крепком напитке, чем пульке, перегоняли соки голубой агавы в текилу и мескаль соответственно. Однако в лечебном ритуале Санта-Муэрте лист агавы действует не как лечебная мазь, а скорее как инструмент для письма. Таким образом, многоцелевое растение века служит ключевым ингредиентом в этом рецепте лечения, предоставляя свои целебные волокна для создания надписи на воске. Лиловая свеча, как и рута, также действует как очищающее средство, впитывая страдание, очерчивая телесные очертания просителя. Когда свечу оставляют гореть на алтаре Смерти, заразы, поглощенные пурпурным воском, затем ритуально сжигают.

Не случайно покойный главный лидер Святой Смерти в Мексике Энрикета Варгас из Санта Муэрте Интернасьонал начала проводить панихиды в своем храме в Тултитлане еще до своей смерти. Зная ее несколько лет, мы всегда удивлялись тому, что она совершала в своем храме крещения и венчания, а не последние обряды. Когда мы спросили ее в ноябре 2015 года, почему она не предлагает ритуальные услуги, она ответила: «Люди еще не готовы к этому». Харизматичный евангелист Святой Смерти начал проводить последние обряды в ее храме лишь через несколько месяцев.

Коронавирусная свеча

Ученые описывают Санта-Муэрте как покровительницу «святых отчаявшихся», поскольку ее в первую очередь почитают бедные и нуждающиеся, которые обращаются к ней за исправлением ненадежности своей жизн. В настоящее время именно бедняки больше всего рискуют стать жертвами Covid или столкнуться с последствиями суровых мер, которые влекут за собой невозможность вести бизнес. Бедные могут быть не в состоянии соблюдать социальную дистанцию ​​или оставаться дома, поскольку их работа требует от них общения с общественностью, и поэтому многие обращаются к Санта-Муэрте, чтобы защитить их в эти времена чумы. Некоторые также работают в сфере медицины и ежедневно работают с пациентами с COVID-19 и дарят подарки Санта-Муэрте, чтобы наладить взаимопонимание, которое поддерживает ее содержание, чтобы она не увозила их.

Удивительная способность Святой приспосабливаться к мексиканскому религиозному рынку и ее важная роль доктора смерти видны при просмотре принадлежностей с ее изображением на них. Еще до того, как разразилась пандемия, сотни магазинов, продающих эзотерические предметы по всей стране, держались на плаву за счет оживленных продаж атрибутики Санта-Муэрте. Производители и продавцы продукции Санта-Муэрте с впечатляющей быстротой отреагировали на появление нового рынка средств защиты и лечения от COVID-19. Последними из них являются свечи от коронавируса с изображением Санта-Муэрте и надписью «protección contra Coronavirus» (защита от коронавируса).

По словам Вероники Лезамы, владелицы магазина эзотерических товаров в Вильяэрмосе, Табаско, Productos Esotéricos San Gabriel , свеча с коронавирусом Holy Death продается очень хорошо. Она продается отдельно, но также предлагается в составе набора, в который также входят лосьон и бальзам. На свече рекомендуется написать имя человека, который ищет защиты от вируса или болеет им. Затем они должны прикоснуться им к своему телу, прежде чем зажечь его. Бальзам втирают в тело для апотропного действия. Поклонники рассказали нам, что лосьон используется на дверных перемычках, чтобы защитить внутреннюю часть дома и его жителей от коронавируса.

На юге Мексики, в штате Оахака, лосьон от коронавируса недоступен, но доступен универсальный лосьон Санта-Муэрте. Говорят, что он обладает защитными свойствами. Маргарита, 35 лет, поклонница Санта-Муэрте, владеет небольшим магазином недалеко от Почутлы. Она ежедневно слышит в новостях по радио дикторов, превозносящих новый девиз профилактики коронавируса «quedaté in casa» (оставайся дома), но она не закрыла свой магазин и не осталась дома. Ее магазин, где она продает женские безделушки, от заколок для волос до серег, является ее единственным доходом, а поскольку ее муж остался без работы из-за COVID-19, она теперь является единственным кормильцем в семье.

Обеспокоенная тем, что клиент передаст ей вирус, Маргарита обратилась к сверхъестественным средствам защиты. Она рассказала, как мазала лосьоном Santa Muerte возле витрины своего магазина, чтобы предотвратить проникновение COVID-19. Пока, по ее словам, это, похоже, срабатывало. Она объяснила, что «смерть даже сильнее, чем сам Бог», и единственный способ не попасть в ее костлявые объятия — «ежедневно молиться Святой Муэрте, делать ей подношения и очищать свой дом и бизнес». Как и у Мариселы, у нее тоже есть скромная святыня с несколькими драгоценными камнями, стаканом воды, цветами, которые она собрала в природе, и одной маленькой статуэткой Санта-Муэрте, которая синего цвета, но для нее цвет не важен, важно то, что она может ежедневно разговаривать со своей народной святой.

Народное исцеление святой верой

В настоящее время он потерял работу из-за мер по предотвращению распространения COVID-19, в результате чего многие предприятия были вынуждены закрыть свои двери. К счастью, Мендес предлагает своим клиентам ряд шаманских услуг, поэтому ему удалось свести концы с концами.

Юрий рассказал, сколько людей сейчас страдает в Кинтана-Роо. Этот район полностью зависит от туризма, и только те, кто занимается рыболовством и сельским хозяйством, в основном не пострадали. Из-за коронавируса отели и пляжи закрылись, а туристы больше не наводняют местность своими американскими долларами. Бесчисленное количество людей были уволены с работы и изо всех сил пытаются содержать свои семьи. В прессе сообщалось, что более 80 000 человек потеряли работу, и следует отметить, что эти цифры не учитывают тех, кто работает в неформальной экономике. Кроме того, коронавирус подпитывает преступность, поскольку многие прибегают к незаконным методам, чтобы обеспечить свое выживание.

Юрий одел свои многочисленные изображения скелета народной святой в платья и полупрозрачные вуали лилового и лимонного цветов, а также подарил святой цветы и овощи этих цветов, ассоциирующихся с оздоровлением, такие как желтые тыквы и баклажаны. После того, как он зажег фиолетовые, белые и желтые свечи исцеления и разнес горящие пучки листьев розмарина и шалфея в своей часовне, которая, по его словам, очищает, он прочитал следующую молитву, которую мы перевели с испанского. Он пригласил своих многочисленных последователей, в том числе приверженцев смерти, присоединиться к нему, опубликовав фотографии своего алтаря. Он рассказал, как молился, представляя народную святую, использующего свою косу, чтобы очистить землю от коронавируса, особенно в дни убывающей луны, такие как 16 марта и 14 мая.

Санта Муэрте, Леди Света

Перед Богом и перед тобой я преклоняю колени, чтобы

Ты Заступись за меня и за весь мир

Чтобы устранить все зло, вирусы или бактерии

Очищай своей очищающей мантией.

Леди, выслушай мои мольбы.

Помогай и дай хлеб и кров тем, кто в этом нуждается

И искать в себе силы

Госпожа Конца Времен защити нас, чтобы мы не заразились.

И не заразить тех, кого мы любим

Смести COVID-19 с нашего пути

И даруй нам кров, еду и поддержку

Я прошу тебя никогда не подводи меня

Аминь.

Статуя Юрия Мендеса Санта-Муэрте по имени Юриция, одетая в пурпурную вуаль и желтое платье, цвета, связанные с исцелением. Она протягивает розовато-лиловую свечу санации в руке, когда молится, подпись гласит: «Давайте попросим об исцелении мира».

Юрий рассказал, что его клиенты, друзья и семья также обращались к нему, чтобы спросить совета, как умилостивить Санта-Муэрте для защиты от коронавируса. Он рекомендовал им поставить на алтарь баклажан из-за его цвета. Как мы видели, розовато-лиловый цвет ассоциируется с целительной силой Санта-Муэрте. Подобно тому, как древние греки предлагали чеснок богине Гекате, связанной с подземным миром, магией, колдовством и некромантией, Юрий также дарил своей святой и рекомендовал другим приверженцам смерти дать Санта-Муэрте острую луковицу в обмен на всю жизнь.

Поклонники Санта-Муэрте не обязательно принадлежат только святой и также при необходимости ссылаются на других фигур в своих прошениях. Юрий решил привести в свою святыню специального гостя с тех пор, как началась пандемия COVID-19, который, как он считал, протянет Санте руку помощи в ее миссии мирового исцеления, «Доктор Эль-Ниньо » (Детский доктор). Среди многочисленных проповедей Младенца Христа в Мексике Доктор Эль-Ниньо выделяется своими целительными способностями (Scheper Hughes). Традиционно он облачен в старомодный белый врачебный халат, но на алтаре Юрия Детский Доктор предстает в современном бирюзовом костюме медика с шапочкой и хирургической маской, закрывающей рот. Его особенно ищут для исцеления больных мексиканских детей. В церквях по всей стране, но особенно в мексиканской столице, его статуи часто украшают подношениями игрушек, ex-votos за чудеса восстановления здоровья, которые, как полагают, он даровал верующим. Его новое присутствие в храме Санта-Муэрте в Канкуне свидетельствует о сильном страхе перед вирулентной пандемией, которая в настоящее время достигает своего пика в Мексике, которая по состоянию на август 2020 года занимает третье место по количеству смертей от коронавируса после США и Бразилии. Даже Святая Смерть, один из самых могущественных целителей в национальном религиозном ландшафте, нуждается в сверхъестественной помощи для защиты и исцеления тех, кто страдает от коронавируса.

Доктор Ниньо с заявлением Юрия на этой фотографии, которую он сделал: «Помолимся за мир без пандемии».

Юрий связался с нами и сообщил, что Санта Муэрте совершила чудо исцеления от коронавируса. Вирус был диагностирован у семьи, проживающей недалеко от храма, со своей маленькой дочерью. Камила, мать, написала Юрию, чтобы попросить ее помолиться за их семью. Камила также попросила ее зажечь обеты для нее, мужа Диего и их дочери Аны Фернанды. Юрию не удалось достать свечу от коронавируса Санта-Муэрте в Канкуне. Тем не менее, он нашел обет о COVID-19, в котором содержалась просьба к архангелам.

Юрий зажег две свечи, поставив одну для молодой девушки перед доктором Эль-Ниньо с подношением печенья, а другую перед Санта-Муэрте для Камиллы и Диего с подарками в виде цветов и сладкого хлеба. Он молился за семью больной пары, как лично, так и публично, в том числе во время ежемесячного розария 1 июня, когда многие собираются в его часовне. Как подробно описано, Юрий является курандерой Санта-Муэрте и рекомендовал пить три раза в день травяной чай, состоящий из орегано, лимона, чеснока, бугенвилии и гвоздики. В течение недели семья выздоровела и в благодарность народной святой подарила ей роскошные букеты белых цветов, белые свечи и заплатила за оркестр мариачи, чтобы петь оды целительной святой. Юрий также поблагодарил Санта-Муэрте молитвами и другими пожертвованиями.

Исследования преданности Марии и латиноамериканских народных святых предоставили убедительные доказательства того, что молитвы, curanderismo и религиозные ритуалы имеют психологические преимущества. Отмечается, что такие действия, которые, как верят преданные, дают им поддержку сверхъестественного существа, увеличивают надежду, приносят душевный покой и силы, необходимые для преодоления трудностей. Мы должны предположить, что религия играет важную роль в борьбе с коронавирусом и что воображаемая сверхъестественная эгида Санта-Муэрте также может оказать положительное влияние на исцеление.

Мольбы к Святой

Молитвы об исцелении, подобные молитвам Юрия, как написанные на настоящих молитвенных карточках, так и появляющиеся в виде виртуальных молитвенных изображений в таких местах, как Facebook, циркулируют в Мексике с тех пор, как Мексику поразили первые случаи коронавируса. Несмотря на то, что Санта-Муэрте ошибочно изображается как святая наркоманов, к которой обращаются только наркопреступники, чтобы наговорить врагов, на самом деле многие молитвы предназначены для заботы о близких. Они обращаются к ней как к ангелу, посланному Богом, чтобы исцелить и помочь, например, эта молитва, рекомендованная в брошюре, продаваемой по всей Мексике, часто в сочетании со свечой от коронавируса для больных родственников и друзей. Она гласит:

Сантисима Муэрте, Моя Госпожа, Ангел, которого Бог Отец наш создал, чтобы помогать и служить

Сегодня я умоляю, пожалуйста, даруй мне исцеление и спаси жизнь (вставьте имя)

Чтобы их дней на земле было много

Чтобы их тела обрели бодрость и силу,

Ты, кто всесилен, спаси его/ее

И убедитесь, что они восстановили свое здоровье.

Я умоляю тебя в этот день, в это время

За Иисуса Христа, нашего Спасителя,

Пожалуйста, действуйте и благополучно верните его/ее к полному здоровью и благополучию.

Аминь.

Даже за пределами Мексики, в общинах мигрантов, в таких местах, как Техас, мексиканские преданные молились народной святой, прося ее о глобальном сверхъестественном исцелении. Это еще раз противостоит нарко-святой риторике, демонстрируя, что приверженцы обращаются к Святой Смерти в аллоцентрических целях. В ответ на требования общественности Базилика Санта-Муэрте, церковь, посвященная Святому Скелету в Лос-Анджелесе, разместила на своем веб-сайте и на YouTube видеоролики, набравшие более девяти тысяч просмотров, с молитвами об исцелении мира от COVID-19 как на испанском, так и на Английский, например вот этот:

О Божественная Святая Смерть,

Ты всегда на нашем пути

В знак спасения и надежды

Как символ окончания боли и страданий

Сегодня мы обращаемся к Вам с просьбой

Мы просим вас о мире во всем мире

И исцеление больных,

Мы просим вас силой вашей косы

Отсечь раз и навсегда тень коронавируса

Мы не боимся смерти

Но и мы не хотим уходить в это время

Мы хотим еще одну возможность

Чтобы продемонстрировать себе

Что мы способны двигаться вперед

Без ненависти или зла в наших сердцах

Я умоляю тебя, умоляю тебя,

Сотри эту проклятую болезнь,

Уничтожь коронавирус,

Заставь его исчезнуть с лица земли,

Открой глаза и сердца всех, кто увидит эту молитву,

Чтобы они знали о великой силе, которой Вы обладаете.

Аминь.

И в этом призыве, и в призыве Юрия Мендеса мы должны отметить, что снаряжение Санта Муэрте имеет важное значение для того, как преданные представляют себе, как она предлагает им сверхъестественную эгиду. Ее мантия часто фигурирует в отчетах как очищающая и защищающая как людей, так и мир в целом. Энрикета Ромеро, владелец знаменитого храма Тепито, подробно описала в документальном фильме Евы Ариджис как Санта Муэрте предложила свою мантию, чтобы скрыть ее от преступников. Они хотели ограбить ее однажды поздно ночью, когда она возвращалась домой из больницы, где лежал ее сын, раненный после перестрелки. Но в контексте здоровья и исцеления мантия предлагает другой вид защитного покрытия, которое защищает преданных от вируса, а также очищает пространство вокруг них, о чем свидетельствуют слова Юрия «очисти своей очищающей мантией».

В 90% ее иконографии Санта Муэрте изображена с косой в правой руке. В Мексике, как и в европейской мифологии, которая была проанализирована ранее, это представляет ее роль той, кто пожинает души, тем не менее приверженцы Санта-Муэрте наделили орудие и, соответственно, ла Санту новыми способностями. Преданные говорят, что гуаданья или коса способна избавить пространство и даже людей от негативной энергии. Лина, поклонница смерти, которую антрополог встретил в Оахаке, описала косу так: «гуаданья может отсекать плохую энергию, которая может быть в форме врагов, плохого влияния или зависти», но, кроме того, как мы видим в приведенной выше молитве в котором говорится: «Силой своей косы раз и навсегда отрежь тень коронавируса». Также считается, что коса способна рассекать болезни, что является еще одним проявлением в глазах многих приверженцев.

Ангел смерти как защитник передовиков

Вивиан — медсестра из Веракруса, которая работает на передовой с пациентами с COVID-19. Ежедневно она надевает серебряную цепочку с подвеской, изображающей Святую Смерть. Она считает, что это защищает ее. В ее доме есть алтарь, состоящий из трех статуй: белой статуи очищения и гармонии Санта-Муэрте, золотой статуи богатства и изобилия Санта-Муэрте, а также черной статуи Санта-Муэрте. В центре святилища находится кадильница, в которой она сжигает шалфей с розами и копалом. Здесь же она зажигает свечи. Вокруг него есть предложения, которые она обновляет каждые 2 недели или каждый месяц.

Вивиан объяснила нам подношения: «Она любит свежие цветы, особенно розовые. Она также просит свежую текилу и хочет свои яблоки с корицей. Я также дарю ей одеколон Agua de Florida. Она любит Розы. Agua de Florida была создана в Нью-Йорке Дэвидом Ланманом и Робертом Мюрреем в 1808 году в ответ на европейскую моду 1700 и 1800-х годов в европейском обществе на одеколон или одеколонную воду. Содержит спирт, воду и эфирные масла бергамота, нероли, лимона, гвоздики, корицы, лаванды, розы и цветов апельсина. Он завоевал популярность по всей стране, распространился в Латинской Америке и даже оказался в отдаленных деревнях, где его использовали шаманы в церемониях на Амазонке. Он используется в очистительных обрядах и заклинаниях для удаления нежелательной энергии, и многие используют его как святую воду для очищения и защиты, как ее использует Вивиан.

Вивиан рассказала, что ей особенно нравится ее статуя Черной Санта-Муэрте. Хотя черая Санта-Муэрте обычно ассоциируется с проклятием и местью - особенно в СМИ, которые связывают с наркоторговцами и их гнусной деятельностью, - роль черной Санта-Муэрте также распространяется на защиту, которой, как утверждала медсестра, народная святая благословила ее. Санта-Муэрте, как мы описали, — это религия невмешательства, характеризующаяся гетеропраксией, поэтому, в отличие от Юрия, Вивиан не предлагает Санта-Муэрте никаких особых подарков специально для борьбы с COVID-19 и не читает никаких специальных молитв о коронавирусе, но просто просит святую предложить ей защиту, а также читать «Отче наш» и «Радуйся, Мария». Тем не менее, Вивиан сказала мне, что она осознает, что рискует заразиться COVID-19, учитывая, что она целыми днями ухаживает за больными.

Вивиан рассказала, что она не боялась смерти и вела беседы со Святой Смертью у ее алтаря, говоря ей, что, если пришло ее время, она могла бы пожинать свою душу, но она надеялась, что в противном случае святой сделает ее сильной, чтобы она могла жить другой день. Что касается умирающих, то иногда в ее присутствии в больнице, где она работает, она спокойно заявляла: «Умирают в основном пожилые люди, и, как я вижу, она просто забирает людей, потому что им пора идти». Вера в то, что у всех нас есть назначенный час нашей смерти, распространена в Мексике и отражена в популярном рефрене «cuando te toca te toca» (когда вам пора идти, вам пора идти).

Отношение к смерти во время коронавируса

Многие мексиканские приверженцы смерти, с которыми мы говорили, имеют положительное и принимающее отношение к смерти. Напротив, европейцы и американцы в прошлом столетии обычно считали смерть враждебным явлением, разрушителем американской мечты. Смерть рассматривается как окончательность и для некоторых даже может быть табуированной темой. Только недавно, с появлением позитивных движений смерти, таких как «Орден Доброй Смерти», некоторые начали более утвердительно относиться к своей смертности. Мотивы Memento mori являются важной частью христианской иконографии, представленной во многих церквях и кладбищах по всей Европе. Они вызывают отношение христианской веры к смерти. На них изображены черепа.

В большей части Мезоамерики череп был символом не непостоянства, а скорее бесконечной цикличности жизни и смерти, которые считались неразрывными. В нем также проявлялась связь между смертью и силой. В культуре ацтеков, например, считалось, что мертвые передают свою жизненную силу в землю после своего ухода, тем самым оплодотворяя ее, что, в свою очередь, укрепляет государство и его народ, тем самым обеспечивая живучесть. Поскольку такая смерть была связана не с резкой окончательностью, как в большей части европейской и американской культуры, а с преемственностью, общностью и циклами космоса. Санта Муэрте, как мы видели ранее в этой статье, является синкретической святой, которая частично берет от доиспанских танатологических эпистемологий, и поэтому преданные не только просят ее о защите, но, как мы видели в случае с Вивиан, также обеспечивает культурные рамки, в которых можно принять костлявые объятия смерти, когда она неизбежно появляется со своей косой, чтобы пожинать последний час.

Вывод

Размышляя о роли Санта-Муэрте как сверхъестественной защитницы и курандеры в эти времена эпидемии чумы, мы подчеркиваем несколько важных заключительных моментов. Во-первых, средства массовой информации, за немногими исключениями, систематически игнорировали ее статус одной из самых важных целительниц в мексиканской религиозной среде. Телевизионные сети и газеты сосредотачиваются на черной свече преступности и насилия Санта-Муэрте, продавая грязное и сенсационное, чтобы привлечь больше зрителей и читателей. Однако будь то в ее белой, желтой, пурпурной или даже черной форме, как мы видели в случае с Вивиан, преданные воображают, что она защищает и лечит их от коронавируса, прося исцеления не только для себя, но и для близких и даже выздоровления.

Во-вторых, демонстрируя важность религии как механизма выживания во время пандемии, целительные силы Санта-Муэрте нашли новый большой спрос на мексиканском религиозном рынке в разгар COVID-19. Данные свидетельствуют о том, что религиозные и духовные ритуалы являются катарсисом, способствуя позитивной психологии, и мы предполагаем, что в настоящее время обряды и молитвы Санта-Муэрте могут помочь мысленно справиться с умственным и физическим стрессом, вызванным угрозой и заражения коронавирусом.

Роль святого как курандеры во время пандемии может на первый взгляд показаться парадоксальной, если мы рассмотрим только европейское наследие святой или его современное происхождение. Таким образом, жизненно важно, как мы показали, проследить ее доиспанское происхождение, чтобы понять смерть как источник жизни. Двойственность сил святой восходит к онтологии коренных народов, которая предполагает взаимозависимость жизни и смерти, а также предполагает, что божества смерти могут вмешиваться в земные дела, включая продление жизни. Только деколонизировав наши знания о происхождении Санта Муэрте и приняв ее значительное доколумбовое происхождение, мы можем понять роль святой смерти, которая одновременно исцеляет больных, но также обрывает нить жизни и похищает души, обеспечивая при этом танатологическую эпистемологию для понимания смертности. Поклонники представляют Санта-Муэрте не только жнецом душ, но и одновременно защищающей от болезней и исцеляющей сломанные тела, и тем самым она добавляет еще несколько песчинок в песочные часы жизни.