История колдовства
Слово «колдовство» - одно из наиболее широко используемых в современном оккультном языке. Поскольку это слово постоянно упоминается во всех средствах коммуникации, оно имеет много значений и толкований. Мы расскажем что ведьмы, которых встречали, говорят о колдовстве, о его истоках, росте и месте в обществе на протяжении веков человеческого существования. Это огромное полотно, охватывающее огромное количество людей, мест и времен. К сожалению, мы не сможем рассмотреть все аспекты так подробно, как хотелось бы, но если основные факты могут быть изложены, заинтересованный читатель может продолжить свои поиски дальнейших знаний в более доступных научных томах.
Колдовство, все еще живо и процветает сегодня, несмотря на ужасающую историю кровопролития, преследований и недопонимания. Оно не сильно изменилось с самого начала, с точки зрения основных убеждений. И ритуалы тоже не сильно изменились. Но об этом позже.
Слово «witch» (с англ. «Ведьма») происходит от англосаксонского wicca, «волшебник, ослабляющий силу зла». В своем «Рассуждении об искусстве колдовства» (1610) Томас Пикеринг дал более точное определение практикующим, когда сказал: «она не может причинить боль, мучить, проклясть или убить, но только исцелить и вылечить рану». Доктор Джеральд Гарднер, самый известный, ведьмак этого столетия, пишет далее: «Ведьмы были всех возрастов и национальностей». То есть были мужчины и женщины, которые знали лекарства, снадобья, чары, приворотные зелья, а иногда и яды. Иногда считается, что они могут повлиять на погоду, вызвав дождь или засуху. Иногда их ненавидели, иногда любили; иногда они были, почитали, временами преследовали. Они утверждали, что общаются или им приписывали общение с миром духов, мертвых, а иногда и с низшими богами.
Корни Колдовства
Истоки колдовства похоронены в истории. Археологи говорят нам, что в доисторических группах людей женщина занимала видное положение. Роль женщины в рождении, ее сексуальный цикл, совпадающий с циклом луны, и ее роль в сборе растений и трав заложили основу для ее последующего превосходства в колдовстве. Она действовала как советница мудрости и жрица богов природы. В ее обязанности входило следить за тем, чтобы эти божества были умиротворены, чтобы человек мог обеспечить себе хорошую охоту и рыбалку, а также чтобы у племени было много детей и увеличивалось стадо. Обязанности этого человека, в то время, по необходимости, были гораздо более прямыми: обеспечение пищей, кровом и защитой от нападения.
Из-за своего положения женщина могла экспериментировать: ее разум мог сосредоточиться не только на способах выращивания лучших культур и излечении болезней, но и на том, что лежит за пределами материального существования. Ее разум начал обращаться к метафизическому. Женщины обсуждали окружающий мир: свет и тьму, проливной дождь и бурлящую воду, смену времен года и тайну рождения и смерти. И какой более естественный вывод они должны были сделать, чем то, что помимо духов-помощников должны быть духи зла и опасности?
Из этого основного предположения возникла религия: сформированная и развитая женщиной, которая, естественно, была ее первой жрицей. Ее знание трав дало ей силу исцелять; ее размышления о тайнах, с умением командовать — авторитет. Фактически она была «врачом» и жрицей. Чтобы направить свою религию, она назвала своих богов, каждый из которых управлял областью существования, и каждый получил свои особые дары.
Прежде всего преобладала богиня плодородия, Великая Мать, поскольку жизненная Сила была в центре существования, и ее важность была неоспорима для первобытного разума. Ее символом была Луна, и ее обычно изображают как имеющую три лика: Деву, Мать и Мудрую Древнюю — Новолуние, Полнолуние и Убывающую луну. Каждый лунный период отмечался, и мужчины присоединялись к женщинам в поклонении Великой Матери, завершая праздник сексуальным ритуалом, побочным продуктом которого было обеспечение продолжения племени!
Достаточно взглянуть на рассказы о великих городах древности, таких как Карфаген и Рим, чтобы найти колдовских жрецов, занимающих влиятельные и авторитетные должности. В частности, в Риме гадание на будущее — особый атрибут всех первых колдовских практиков — считались очень важными для государства, и мужчины и женщины, выполняющие эти ритуалы, консультировались все классы людей, начиная с Императора и ниже. (Рабы, конечно, исключались)
Современные записи говорят нам, что эти маги использовали множество странных предметов для своего гадания, в том числе внутренности зверей, сети пауков и живых птиц. Как и в прошлых поколениях, эти практикующие тщательно хранили свои секреты и передавали их только тем, кто был посвящен в их искусство.
Некоторые маги часто использовали обман, чтобы сохранить свою власть над людьми, и рассказы о сборищах богов, появляющихся и исчезающих, говорящих духов и исчезновения людей в воздухе, часто можно отнести к проекционным лампам, скрытым помощникам и камерам для фокусов.
Записи также показывают нам, что в этот период пришлось отказаться от традиционной идеи о том, что ведьма всегда должна быть старой. Женщины из молодого общества, хорошо разбирающиеся в оккультных искусствах, стали неотъемлемой частью колдовской сцены.
Вергилий рассказывает нам о прекрасной ливийской волшебнице, которая могла очаровывать «своими чарами и магией», а Овидий восторгается оккультными силами Колхидской Медеи. Очевидное сексуальное влечение этих женщин придавало им больший статус среди мужчин, чем мужчины-практикующие или их стареющие коллеги, и несколько римских хронистов оставили нам графические описания обрядов и оргий, проводимых такими женщинами под эгидой колдовства.
Римское колдовство
Несмотря на рациональный подход римлян к многим вопросам жизни, они были полностью очарованы колдовством. От императора до самого низкого гражданина — почти все баловались чарами, приворотами, гаданиями, ядами и проклятиями.
Мы узнаем об Августе, который нанял оккультиста для толкования его снов (за которыми он всегда внимательно следил), и о печально известном Нероне, который всячески поощрял веру в сверхъестественное и держал астрологов для себя и своей жены Поппеи.
Незадолго до прихода христианства мы видим, как некоторые зловещие нововведения проникают в римское колдовство. Император Коммод, например, предсказал будущее, используя внутренности сыновей знати, и эту практику он передал своему преемнику Каракалле.
И даже когда Империя была обращена в новую религию, правители продолжали практиковать свои темные искусства, стремясь познать будущее и гарантировать процветание.
Вероятно, самым известным из этих императоров был Константин V, который посвятил много времени, усилий и человеческих жизней изучению некромантии, «воскрешения мертвых». Многие римляне опасались за свою жизнь, когда стало известно, что Император запланировал еще один из своих регулярных ритуалов, поскольку он считал человеческое жертвоприношение неотъемлемой частью церемонии и не особо заботился о том, чей труп попадет к его алтарь.
Ритуалы Константина часто превращались в оргии пьянства и распутства, и в некоторых более поздних историях его осуждают скорее за распутство, чем за ужасный оккультизм!
Интересно отметить, что именно в это время власти сами начали проводить четкое различие между «белой» и «черной» магией. В то время как первое было разрешено и даже поощрялось, второе было осуждено — хотя, разумеется, оно практиковалось так же широко, как и когда-либо, всеми, кто имел возможность избежать наказания за это! Фактически, «черная» магия обеспечивала дополнительное развлечение в поисках разврата и извращений, которые были неотъемлемой частью имперской жизни. Как заметил один ученый: «Наверное, ни в какой другой период истории, практика магии не была более распространенной, чем в первые века христианской эры».
Симон Маг
Во время начала римских гонений на христиан мы находим первые упоминания об одной из самых важных, хотя и неточно определенных фигур во всей истории колдовства, Симоне Маге. Маг, который утверждал, что он «великая сила Бога» и, несомненно, обладал значительной оккультной силой, очень интересовался новой религией Христа и действительно был крещен в веру - вероятно, надеясь узнать секреты чудес, которые привлекали столько внимания.
Во время правления Клавдия, Маг переехал в Рим вместе со своей любовницей Еленой, которую, по его словам, он освободил от «небесного разума». Он продолжал заниматься своим искусством, и вскоре к нему стали относиться со страхом и восхищением. Его полномочия были таковы, что к тому времени, когда к власти пришел новый император Нерон, он мог считать своими последователями не только правителя, но и большинство людей в государстве. Однако главным камнем преткновения Мага на пути к полному господству был апостол Петр, который постоянно бросал вызов его власти и фактически стал причиной его падения, что должно быть одной из самых ярких публичных смертей в истории.
Несмотря на очевидную веру Нерона в Мага, он потребовал, чтобы волшебник совершил одно особое чудо перед римским народом — вызов, который он быстро принял. Он сказал, что докажет, что он могущественен, как Бог, поднявшись на небеса. Форум был выбран местом для демонстрации силы. Когда народ собрался — Нерон сидел в своей императорской ложе, - на арене появился Маг. С большим чувством театральности он широко раскинул руки и, конечно же, начал медленно подниматься вверх. Зрители ошарашенно смотрели. Но не зная мага, Петр ускользнул в толпу, и когда Маг поднялся на самые высокие ярусы Форума, Апостол преклонил колени, помолился и крестился. Почти сразу же восхождение волшебника было остановлено, и он начал спускаться по спирали на землю, чтобы разбиться кровавой кучей у ног Нерона.
Как ни странно, влияние Симона Волхва не умерло с этим унижением. Его репутация распространилась по всей Римской империи, и почти полвека спустя его практики легли в основу секты магов, известной как офиты.
Ведьмы в Британии
С их умом, погруженным в «белую» и «черную» магию, можно ожидать, что римляне быстро заметили либо то, либо другое в завоеванных ими странах. Их историки делают многочисленные ссылки на магию и оккультные ритуалы, соблюдаемые по всей Европе, но, вероятно, нигде эта практика не была столь очевидной, как в Британии.
Неудивительно, что старая религия — как теперь называется колдовство — продолжало существовать среди разрозненного крестьянства. Любое поклонение в национальном масштабе было почти невозможно из-за постоянной смены властителей. Римляне отметили существование ведьм-жрецов и мудрецов и сообщили, что они могут предсказывать будущее и лечить болезни своими заклинаниями.
Британцы, естественно обиженные на своих завоевателей, не были готовы поделиться своими собственными тщательно разработанными обрядами, поэтому, поскольку у них не было собственных надежных историков и ученых, мы не знаем о раннем колдовстве в Британии столько, сколько хотелось бы.
Каким бы ни было отношение римлян к этим практикующим, местные жители относились к ним больше с почтением, чем со страхом. Однако они были способны обратить свою магию против легковерных римских солдат, и есть несколько свидетельств того, что ведьм казнили за «колдовство против могущественного Рима».
Некоторые авторитеты утверждали, что в этот период древняя религия и обряды друидов частично пересекались - и, безусловно, современные друидские обряды содержали значительное количество магии.
Страбон, греческий историк первого века до нашей эры, писал, что в Ирландии были обряды, проводимые «чародеями» друидов, которые были «похожи на оргии Самофракии». Но как бы тесно ни были связаны эти две практики - и нет никаких сомнений в том, что обе были хорошо поддержаны населением — ни одна из групп не удерживалась от следования своим убеждениям угрозами со стороны захватчиков.
Начало преследований
Даже приход христианства в Британию в четвертом веке не оказал непосредственного влияния на практику колдовства. Население было настолько разрозненным и неграмотным, что христианские миссионеры столкнулись с многовековой работой по обращению всех, а тем временем вездесущие мудрецы и женщины были готовы к магическим навыкам. Действительно, на какое-то время христианство пошло на компромисс со старой религией, и мы находим много упоминаний о храмах с алтарями христианского Бога и колдовских.
В течение следующих нескольких столетий мало что изменилось, и даже угрозы жрецов адским огнем для неверующих были малоэффективны. На самом деле, властям часто было трудно определить, что такое колдовство на самом деле поэтому, когда священники называли эту практику суеверным пережитком, которое со временем устранит образование, ведьмам нечего было бояться.
Но когда Церковь обрела власть, ее отношение к старой религии радикально изменилось. Христианство стало государственной религией и как таковое требовало быть единственной религией. Таким образом, низведение колдовства до статуса подпольного культа было неизбежным, но поскольку оно не разделяло стремления церкви к массовому обращению, оно было вполне готово действовать спокойно, без храмов и публичных церемоний.
Однако с наступлением Средневековья Церковь организовала крестовый поход по всей Европе против ереси во всех ее формах - и, хотя до того, как она решила игнорировать колдовство, теперь она начала преследование, которое должно было длиться в той или иной форме в течение нескольких веков.
В различных церковных отчетах того периода мы находим ссылки на колдовство, запрещенное церковью. Духовенство особенно осуждало одевание шкур и голов оленя (или быка), «потому что это дьявол», и укладывание детей на крышу дома (или в печь!) «Для улучшения их здоровья». Первый обычай объясняет множество рассказов в истории ведьм о самом дьяволе, появлявшемся на собраниях. Другие практики — гадание, жертвоприношение, изготовление зелья, поднятие штормов и попытки вызвать злых духов — все считались еретическими и карались штрафами или поркой.
Источники:
Complete Book of Witch Craft by Rollo Ahmed. Paperback Library, 1970.
World of ttte Witches by Julio C. Baroja. University of Chicago Press, 1965.
Witchcraft from the Inside by Raymond B. Buckland. Llewellyn Publications, 1970.
Witchcraft Today by Gerald B. Gardner. Citadel Press, 1970.
Magic, White and Black by Franz Hartman. Universal Books, 1970.
Witchcraft by Pennethorne Hughes. Penguin, 1970.
Mastering Witchcraft: A Practical Guide for Witches, Warlocks and Covens by Paul Huson. Putnam, 1970.
Aradia, the Gospel of the Witches by Charles G. Leland. Llewellyn Publications.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Колесо Года | |
Краткая история Викки |
викканство |
Магический круг |
Книга теней |
Алтарь |
Курсы
Santa Muerte: работа с Духом Госпожи Смерти
SANTA MUERTE - работа с духом Смерти
Дух-Хранитель: Шаги навстречу
Дух-Хранитель: Шаги навстречу
Искусство Ведьм: Базовый курс биоэнергетических практик
ИСКУССТВО ВЕДЬМ
Миры древа Иггдрасиль: Курс медитативных практик
МИРЫ ДРЕВА ИГГДРАСИЛЬ
Силовая ось:Курс медитативных практик
СИЛОВАЯ ОСЬ
Медитативный рисунок: древнее искусство, открывающее путь к лучшей жизни